Алгоритм решения простых задач. 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: составление алгоритма решения простых задач.

Задачи:

Личностная: сформировать мнение о том, что умение решать задачи очень важное умение для жизни человека.

Предметная: учить решать простые задачи через выстраивание алгоритма действий.

Метапредметные:

  • Регулятивная: учить планировать свои действия (составлять алгоритм действий).
  • Познавательная: учить переводить текст задачи в различные модели (рисунок, схема).
  • Коммуникативная: учить выстраивать коммуникации при работе в парах и группах.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки для работы в парах, оргдеятельностные схемы для работы в парах и в группах, листы и маркеры для работах в группах, рефлексивные таблички «Мои успехи» на каждого ученика, ИОУПы (индивидуально-ориентированные планы) на каждого ученика.

Ход урока

Ӏ. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы начнём урок необычно. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков». Учитель демонстрирует учащимся отрывок, в котором Витя Перестукин встречает полтора землекопа (результат его домашнего задания). Слайд 2.

ӀӀ. Целеполагание. Актуализация знаний.

Учитель: Вот видите, какие бывают неприятности, когда мы решаем задачи неправильно. Чтобы вы никогда не попадали в такие неловкие ситуации, нужно научиться решать задачи. А что нужно сделать для того, чтобы всегда решать задачи правильно? (Ответы учеников) Учитель, выслушивая ответы детей, подводит их к схеме, которую фиксирует на доске: 1. Знать, что такое задача (уметь отличать задачу от других текстов); 2. Уметь решать задачу. Схема на доске: Знать → уметь

Учитель: А вы всё это умеете делать? (Да). Хорошо, давайте проверим. Что мы уже знаем о задачах? (Это математический текст, в котором есть условие и вопрос (или задание), которые связаны между собой. Чтобы ответить на этот задачи, нужно её решить). Учитель фиксирует на доске ответы детей в виде схемы. Слайд 3.

ӀӀӀ. Повторение изученного. Работа в парах.

Учитель: Что такое задача, вы уже знаете, а сейчас вам предоставляется возможность проверить себя. У вас на карточках несколько математических текстов. Необходимо определить, какие из них являются задачами, а какие – нет. Но перед началом работы выберите ту схему работы в парах, по которой будете сейчас действовать.

Учащиеся выбирают схему № 2, потому что они не будут что-то рассказывать или пересказывать друг другу, а будут работать вместе, выполняя одно задание. Слайд 4.

После работы в парах общее обсуждение, в результате которого делаем вывод: задачами являются 2,3 и 4 тексты. В 1 тексте нет вопроса, значит, это не задача. В тексте 5 условие не связано с вопросом, значит, это тоже не задача. Дети могут попасться и в «ловушку», подготовленную учителем, сказав, что 2 текст тоже не задача, потому что в нём нет чисел. Слайд 5.

Карточка.

  1. Налетело 5 гусей-лебедей, подхватили и унесли братца Иванушку.
  2. Печка испекла девять ржаных пирожков и девять пшеничных. Сколько всего пирожков испекла печка?
  3. Сестрица Алёнушка сняла с яблоньки 37 жёлтых и 58 красных яблок. Сколько всего яблок сорвала сестрица Алёнушка?
  4. На приступке у печки лежало 16 пирожков. 7 пирожков съели сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Сколько пирожков осталось?
  5. Молочная река в кисельных берегах угостила сестрицу и братца. Алёнушка и Иванушка выпили 3 стакана молока и 4 стакана киселя. Сколько воды выпили дети?

ӀV. Изучение нового материала. Составление алгоритма решения простой задачи.

Учитель: Что такое задача, вы уже знаете (возвращает детей к схеме «Знать → уметь». Теперь переходим к слову «уметь». Что значит уметь решать задачу? (Надо правильно посчитать, чтобы получить правильный ответ). Слайд 6.

посчитать → записать ответ

Учитель: Как вы думаете? Это всё? Тогда я предлагаю начать решать задачу и по ходу её решения фиксировать на доске все наши действия. Коллективный разбор решения 2 задачи: «Печка испекла девять ржаных пирожков и девять пшеничных. Сколько всего пирожков испекла печка?»

Учитель: О чём говорится в задаче? (О пирожках). Что о них говорится? (Что печка испекла 9 ржаных и 9 пшеничных). Что мы с вами сейчас делали? (Мы читали задачу и понимали, о чём в ней говорится). Давайте запишем это наше действие в схеме. Куда мы его поместим? (Перед словом подсчитать) Учитель добавляет в схему слово «прочитать». Теперь схема выглядит следующим образом. Слайд 7.

прочитать → подсчитать → записать ответ

Учитель: Возвращаемся к условию задачи. Мы узнали, что в задаче говорится о пирожках, из которых 9 ржаных, а 9 пшеничных. Как это можно изобразить? (Нарисовать пирожки). Давайте нарисуем. (Дети рисуют в тетрадях). Мы нарисовали пирожки, которые испекла печка. Что нам нужно найти? (Сколько всего пирожков испекла печка?). Обозначьте дугой эти пирожки и поставьте знак вопроса. Что мы сейчас с вами делали? (Рисовали пирожки). Мы рисовали то, о чём говорится в условии задачи. Куда в схеме мы поместим это действие? (Перед словом «подсчитать») Слайд 8.

Учитель: Что мы сейчас с вами делали? (Рисовали пирожки). Мы рисовали то, о чём говорится в условии задачи. Куда в схеме мы поместим это действие? (Перед словом «подсчитать») Слайд 8.

прочитать → сделать рисунок → подсчитать → записать ответ

Учитель: Можем ли мы сейчас ответить на вопрос задачи? (Да, пирожков было 18). А как вы узнали? (Пересчитали все пирожки. К 9 прибавили 9). А почему вы решили, что нужно сложить? (Потому что нам нужно подсчитать, сколько всего пирожков). Что мы сейчас с вами делали? (Считали). Считали мы уже после того, как определили, какое действие будем производить. Значит, что мы делали? (Выбирали действие). Куда мы поместим это наше действие? (Перед словом «подсчитать»). Слайд 9.

прочитать → сделать рисунок → выбрать действие → подсчитать → записать ответ

Учитель: Мы выбрали действие для решения этой задачи. Запишите его в тетрадках. Теперь посчитайте, запишите ответ. По ходу решения задачи мы с вами записывали все наши действия, и у нас получился алгоритм, которым мы будем пользоваться при решении задач. Вам всё понятно? Тогда пришло время вам попробовать свои силы.↓

1. Прочитать.

2. Сделать рисунок.

3. Выбрать действие.

4. Вычислить.

5.Записать ответ.

V. Закрепление изученного. Работа в группах.

Перед началом работы в группах дети определяют для себя, по какой оргдеятельностной схеме они будут действовать в группах. Договариваемся, что будем действовать по 3 схеме, потому что все участники группы будут работать над одним заданием.

Каждой группе даётся лист и маркеры. Когда группа закончила свою работу, она подаёт знак (все дети поднимают руки и берутся за руки). Слайд 10.

В группах идёт решение задачи: «Сестрица Алёнушка сняла с яблоньки 37 жёлтых и 58 красных яблок. Сколько всего яблок сорвала сестрица Алёнушка?». По окончанию работы групп, листочки с рисунками и решением вывешиваются на доске, и начинается общее обсуждение получившегося результата по уже выстроенному алгоритму действия.

Учитель: Прочитали задачу? (Да). Сделали рисунок к условию и вопросу? (Да). Посмотрим, какие рисунки вы сделали. (Дети рисовали яблоки). Вам было удобно рисовать столько яблок? (Да, нас же было много). А если бы вы делали это в одиночку, то потратили бы на это очень много времени. Когда мы имеем дело с большими числами, нам необязательно рисовать все предметы, а достаточно начертить отрезок, и надписать над ним (или под ним) то число, которое нам необходимо. Давайте попробуем сделать это у себя в тетрадках. В тетрадках у детей под руководством учителя появляется схема. Слайд 11.

Учитель: мы с вами нарисовали схему. По ней видно, как решать задачу? Значит, схема нам помогает так же как рисунок. Какое действие выбираем? (Сложение). Теперь посмотрим ваши решения в группах. Анализ групповых решений, исправление ошибок. Вернёмся к нашему алгоритму действия. В нём мы указывали, что вторым шагом мы делаем рисунок. Но сейчас мы с вами воспользовались схемой. Давайте внесём поправку в алгоритм. Второй шаг теперь такой: «Сделать рисунок или схему». Слайд 12

VӀ. Самостоятельная работа по алгоритму.

Учитель: Теперь попробуйте сами решить третью задачу, действуя по алгоритму.

Самостоятельная работа учащихся задачи «На приступке у печки лежало 16 пирожков. 7 пирожков съели сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Сколько пирожков осталось?» Слайд 13.

По окончанию самостоятельной работы коллективная проверка. Во время коллективной проверки работаем строго по алгоритму и делаем в тетрадках следующие пометки: 1+, 2+, 3+ (или -), 4 + (или -), 5 + (или -). Данная запись показывает, как каждый ребёнок справился с каждым шагом алгоритма. Эти пометки каждый ребёнок делает сам. В результате проверки выясняется, что некоторые дети неправильно решили задачу, потому что выбрали не то действие.

VӀӀ. Организация рефлексии. «Мотив на завтра».

После проверки выполнения задания каждым ребёнком заполняется рефлексивная табличка. Слайд 14.

В графе «оценка» ученик закрашивает кружочки зелёным цветом («ошибок нет, я умею это делать»), жёлтым («я затрудняюсь») или красным («я пока не могу этого делать сам»).

Умение оценка
1 Умею делать рисунок к задаче.
2 Умею делать схему к задаче.
3 Умею подобрать действие для решения задачи.
4 Умею работать по алгоритму.

Учитель: Чему мы учились на этом уроке? (Решать задачи). Что мы ля этого делали? (Мы составили алгоритм для решения задачи). Алгоритм ещё раз восстанавливается и проговаривается. А теперь посмотрите на свои таблички и ответьте на вопрос: «Чему вам ещё необходимо учиться?» (Делать схемы к задачам, подбирать действие). Слайд 15.

VӀӀӀ. Домашнее задание (по индивидуально-ориентированным учебным планам).

Учитель: Посмотрите на задания в вашем ИОУПе (см. Приложение 1 и 2 у автора) и задайте вопросы, если они есть. Дома, работая по ИОУПу, вы получите возможность потренироваться и подучиться тому, что обозначили в своих оценочных листах.