Цели:
- Познакомить ребят с планами и картами и начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт.
- Познакомить учеников с масштабом.
Оборудование:
– разнообразные планы и карты.
– компьютер, проектор, экран;
– тетрадь: “Окружающий мир”;
– конверты с заданиями, цветные карандаши;
– наглядный материал к уроку.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Организационный момент | – Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Давайте пожелаем друг другу удачи. (Самопроверка готовности) | |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Повторение. Приложение
1 – Чему были посвящены прошлые уроки? (Мы
подвели итоги своей работы по первой большой
теме учебника.) |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Совместное открытие знаний | Практическая работа – У вас
на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что
лампа будет играть роль Солнца. Представьте
сначала, что поверхность Земли, это ваша рука.
Включим лампу (педагог демонстрирует сначала
сам, предупреждая о возможной опасности)
поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы
рука и лампа были на одинаковой высоте от стола.
Что вы ощущаете? |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
Совместное открытие знаний
Самостоятельное применение знаний. |
– Что вам было понятно на карте? – Как пират составлял карту? – Откройте учебники и прочитайте на с. 78 последний абзац и найдите. Как правильно называется это изображение. (План) – Значит, мы будем сегодня говорить не только о карте, но и о плане. – Что в плане особенного? (слайд) (1. Изображение схематичное. 2. Вид сверху. 3. Изображение уменьшено.) – Где в жизни вам встречался план? (В крупных магазинах, метро, план школы, микрорайона) – Что нужно добавить в нашу карту, чтобы точно найти клад? (Определить стороны света, масштаб) – Прочитайте стр.80 (1 абзац). – О чем узнали? (Что такое масштаб.) – Чтобы определить стороны света, нужно знать правило : север на карте и плане всегда находится вверху! – Работая в группах, определите и подпишите стороны света и масштаб. – Теперь попробуйте определить, где зарыт клад. (Каждая группа представляет свою работу.) Представьте, что вы находитесь на высоте
птичьего полета и смотрите на эту местность.
Теперь, поднимитесь мысленно выше, еще выше. Что
произойдет с предметами? Похожи: Отличия: Игра «Где план, а где карта?» |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД Личностные результаты |
Итог урока | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? |
|
V. Домашнее задание | По усмотрению учителя. |
Деятельность учеников:
- Знать, что такое карта, и понимать условные обозначения на них, т.е. обладать элементарными навыками чтения карт. Понятия: план, карта.
- Уметь различать план и карту, иметь представление о масштабе. Понятия: условные знаки, масштаб.
Литература: http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/index.php?sphrase_id=68729