Класс: 5
Тип урока: урок – игра “Рыцарский турнир”
Цель: научить рисовать рыцаря в доспехах и изготавливать свой фамильный герб с помощью геральдических и негеральдических фигур, использовать полученные знания и умения для создания фамильных гербов своих родственников и близких.
Задачи:
- Познакомить ребят с историей рыцарства, вооружением рыцаря, геральдикой и гербами.
- Развивать умение подбирать необходимые цвета и символы для своего фамильного герба и рыцарского, передавать красками геральдические фигуры, а рисунком негеральдические, умение мыслить самостоятельно и оригинально.
- Воспитывать интерес к истории воинского искусства, творческий подход к выполнению заданий, эстетический вкус при создании задуманного изделия в видимый результат.
Оборудование для учителя: презентация, правила турнира, предметные и сюжетные иллюстрации по теме рыцарства, шаблон мужской фигуры, гербов разных видов, методический рисунок рисования рыцаря в доспехах.
Оборудование для учеников: альбомный лист, фломастеры, простой карандаш, краски, кисточки, стаканчик под воду.
Словарные слова:
- Рыцарь, герб
- Геральдика, герольды, блазон
- Рыцарский турнир
- Наручи, поножи, кираса
Оформление класса
Правила турнира:
- Играйте не ради корысти, ради удовольствия, своего и других.
- Играйте честно! И даже если проигрываете, всё равно не жульничайте и не злитесь.
- Будьте стойкими, не унывайте при неудаче.
- Если выиграете – радуйтесь, но не злорадствуйте.
- Не упрекайте партнёров за промахи, старайтесь поправить положение своими успехами.
- Сохраняйте спокойствие, независимо от исхода турнира.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Звучит музыка. При входе в класс каждый ученик выбирает себе форму герба и усаживается на заранее определённое место. Ученицы выступают в роли художниц.
- Сообщение темы и целей урока.
Просмотр фрагмента фильма “Первый рыцарь”
- Так как мы определим тему нашего урока?
- Какие цели перед собой поставим?
- Какие понятия с прошлых уроков нам необходимо вспомнить?
- На предыдущих уроках мы познакомились с понятием “герб” и “эмблема”. Поговорили о гербах ремесленных цехов и нарисовали их, создали герб класса. А сегодня на уроке мы проведём “рыцарский турнир”, в ходе которого обобщим знания гербовой символики, вспомним, как составляется композиция герба, познакомимся с рыцарскими доспехами.
2. Обобщение знаний. Рыцарский турнир.
(Звучит музыка)
- Когда-то очень давно, в средние века, жили на свете рыцари. Они отличались от всех благородством, смелостью, великодушием, верностью долгу. А кто же такие рыцари? Приложение 1
- Это было время прекрасных дам и доблестных рыцарей.
- А вот каким вам запомнился рыцарь, мы сейчас проверим “блиц-турниром” - 1 тур
Ответьте на вопросы:
- Первоначальное значение слова “рыцарь”? (всадник)
- Как называется эпоха, в которой жили и совершали подвиги рыцари? (средневековье)
- Сколько лет мальчик воспитывался в семье? (до 7 лет)
- Во сколько лет принимал обряд посвящения в рыцари? (в 21 гол)
- Какие символы рыцарского достоинства вам известны? (меч, щит с изображением герба и девизом)
- Что украшали гербами? (стены замков, щит, доспехи)
- Что такое геральдика? (наука составления и описания гербов)
- Какие фигуры рисовали на щитах? (геральдические и негеральдические)
Составление плана работы.
- Сейчас мальчики – рыцари приступят к изготовлению герба своей семьи.
2 тур
- О чем вы должны помнить при его создании?
(о цвете герба, форме, композиции, о геральдических и негеральдических фигурах, о девизе)
- Девочки – Прекрасные Дамы приступят к рисованию своего идеала рыцаря.
- Что вам поможет в рисовании фигуры рыцаря? Шаблон мужской фигуры
- Как и во что был одет рыцарь 15 века? В металлические доспехи.
- Как называлась каждая часть доспеха? (шлем, ожерелье с вертикально стоящим воротничком, наплечники, наручи, наколенники с поножами, кираса).
- В какой последовательности будете рисовать рыцаря в доспехах? (обведем шаблон, увеличим тело человека, дорисовывая доспехи, раскрасим красками или выполним графический рисунок)
3. Самостоятельная работа учащихся
- Изготовление фамильного герба мальчиками < Рисунок 1>
- Рисование рыцаря в доспехах девочками < Рисунок 2-4>
Физкультминутка.
- Рыцарь без страха и упрёка должен быть смелым воином, заботиться о приумножении своей славы и совершать подвиги во имя Прекрасной Дамы. Кроме этого, в обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах. А как умеете состязаться вы, мы сейчас проверим конкурсом “Словесное состязание” - 3 тур.
- Составьте за 1 минуту как можно большее количество слов, относящееся к теме рыцарства, средневековья из начальных букв слова:
Ф, Е, Х, Т, О, В, А, Н, И, Е
- Кто сочинил 10 слов из мальчиков? Молодец - образованный рыцарь.
- Чем ответят Прекрасные Дамы?
Продолжение самостоятельной работы учащихся.
4. Анализ и оценка работ учащихся.
Прежде чем приступить к подведению итогов, я бы хотела проверить правила “Этикета”. Как наши рыцари умеют вести себя за столом, в гостях, в театре, рядом с Прекрасной Дамой – раздаточный материал в виде вопросов – “турнир вежливости” Приложение 2
Защита творческих работ девизом или стихотворной строкой.
5. Подведение итогов турнира.
Награждение всех рыцарей портретами от Прекрасных Дам.
Вручение Прекрасным Дамам сердечек.
Домашнее задание.
Мальчикам – нарисовать рыцаря.
Девочкам свой личный герб или герб семьи.
- Если вас заинтересовала эпоха рыцарей, обратитесь к книгам “Я познаю мир. Рыцари” и к детскому журналу “Детская энциклопедия. Аргументы и факты детям”, а также к Всемирной истории – энциклопедии.
Подведение итога урока.
- Какие рыцарские имена вам знакомы?