“Живу, недоумевая, все время хочу понять.”
А. Эйнштейн.
Дидактические цели урока:
- Образовательные: создать условия для усвоения нового материала по теме “Испарение и конденсация”. Закрепить знания и умения учащихся в решении качественных задач.
- Развивающая:
- Способствовать развитию у учащихся следующих психических процессов: логического мышления, самостоятельности, внимания, наблюдательности.
- Способствовать развитию грамотной “физической” речи, познавательного интереса к предмету.
- Развивать информационные компетентности учащихся.
- Воспитательная: Создать условия для воспитания коллективизма, чувства ответственности за результаты своего труда и результаты работы группы, для развития коммуникативных компетентностей, прививать культуру умственного труда.
Методические задачи урока:
- Проверить, как учащиеся владеют знаниями по теме и способны их применять в знакомой и новой ситуациях.
Методы обучения: частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая
Средства обучения: компьютеры для работы учителя, проектор, презентация по теме, прибор для демонстрации испарения и конденсации, термометры, вата, спирт.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала,
Усачёв Андрей - "Откуда берется вода?"
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше... пока
Не превращается в облака.А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки...Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
С сайта http://www.vampodarok.com/
У: О каких физических явлениях говорится в стихотворении? Какие из них нами уже изучены, а какие предстоит изучить? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
3. Формулировка темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока, необходимо вспомнить изученное ранее.
Решая кроссворд, мы будем преследовать две задачи:
а) повторим ранее изученный материал;
б) сможем точно сформулировать тему сегодняшнего урока.
4. Изучение нового материала
У: Демонстрация опыта по испарению и конденсации.
Какие физические явления мы с вами здесь наблюдаем? Да, мы наблюдаем испарение и конденсацию. Изучим сначала подробно процесс испарения.
Слайд 1. Что нам необходимо знать об этом процессе?
- Определение и механизм процесса. - Слайд 7
- Интенсивность испарения - Слайд6
- Особенности процесса. - Слайд 4
Одной из особенностей является изменение внутренней энергии испаряющейся жидкости. А как и почему так меняется внутренняя энергия.
Фронтальный эксперимент со спиртом. Выводы.
Значение процесса - Слайд 5
Как называется процесс, обратный испарению? Каковы определение, механизм и особенности процесса?
5 .Закрепление.
Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:
- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
- Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
- Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
- Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
- В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?
6. Первичная проверка знаний.
В предложенном рассказе увидеть изученные явления, объяснить их и к примерам из рассказа придумать вопросы?
6. Домашнее задание.
Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех. Для желающих – используя книгу Перельмана
7. Рефлексия.
Почему к слайду с темой сегодняшнего урока я выбрала этот рисунок?