Цели урока:
- Образовательная: повторить с учащимися операторы языка программирования Паскаль. Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач, умения выделять главное.
- Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
- Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.
Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие об операторах.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Класс: 8 “Б”.
Дидактические материалы:
- Тестирование;
- Карточки с заданием;
- Презентация;
- План работы учащихся.
Оборудование урока: Интерактивная доска.
Наглядное пособие: слайд-шоу.
План урока:
1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3 мин
2. Актуализация знаний (тестирование, - 10 мин; графический диктант 10 мин) - 20 мин
3. Решение заданий:
- Задание 2, задание 3, задание 4, задание 5-10 мин
- Задание – отдых (отгадывание ребуса) – 5 мин
4. Домашнее задание – 2 мин
Самостоятельная работа (инструктаж).
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин
Ход урока
1. Организационный момент – 3 мин.
Ученикам раздаются карточки с заданием для отгадывания темы урока.
Вопросы к мини-игре “Отгадай тему”
1. Алгоритмом называется:
- последовательность точных команд приводящих к достижению поставленной цели (О)
- любая последовательность команд (А)
2. Алгоритмы, написанные на специальных языках, предназначенные для ввода в ЭВМ, называются...
- блок-схемами (Б)
- программами (П)
3. Блок-схемы – это...
- инструкции на языках программирования (И)
- специальные структуры в виде связанных линями блоков с командами (Е)
4. Блок со словом “НАЧАЛО” используется для обозначения
- начала программы (Р)
- связи блоков между собой (А)
5. Блок со словом “КОНЕЦ” используется для обозначения
- проверки условия (Е)
- конца программы (А)
6. Прямоугольник используется для обозначения
- выполняемых действий (Т)
- конца программы (З)
7. Ромб используется для обозначения
- проверки условия (О)
- выполняемых действий (А)
8. Линии используются для обозначения
- связи блоков (Р)
- конца программы (К)
9. Укажите знак присваивания
- : = (Ы)
- = (Я)
10. Для ввода и вывода в блок-схемах применяется..
- Параллелограмм (Я)
- Эллипс (И)
11. Укажите недопустимую операцию
- (10+7)/2 (С)
- 6 / 0 (З)
12. Извлечь квадратный корень нельзя из...
- положительного числа (И)
- отрицательного числа (Ы)
13. Недопустимо деление на...
- ноль (К)
- положительное число (Г)
14.Укажите выражение с присваиванием
- у=х+2 (О)
- у:=10+х (А)
15. Помощь вызывается нажатием...
- F1 (П)
- Esc (Б)
16. Быстрый запуск программы производится нажатием...
- CTRL+F10 (О))
- CTRL+F9 (А)
17.Создание нового файла программы с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд...
- F10 – File – Open (Р)
- F10 – File – New (С)
18. Выход из оболочки Паскаля с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд...
- F10 – File – New (И)
- F10 – File – Exit (К)
19. Отдельные команды отделяются друг от друга символом
- ; точка с запятой (А)
- ' апостроф (Е)
20.Заголовок программы начинается служебным словом
- Program (Л)
- Write (М)
21.Раздел описания переменных начинается служебным словом
- Begin (И)
- var (Ь)
2. Актуализация знаний - тестирование (10 вопросов), графический диктант - 7 мин.
Задание 1. графический диктант.
Если высказывание истинно, рисуете прямую линию “-”, если ложно – изображаете домик “^”.
1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.
2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение “Ложь”.
3. Функция Sqrt (x) – квадратный корень из x;
4. Ветка “минус” в Паскале обозначается оператором Then.
5. Оператором ветвления – является оператор Writeln.
6. Оператор <If> читается, как “Если”.
7. integer – это вещественный тип данных?
8. Read – процедура ввода.
9. Логический оператор “and” читается как “или”.
10. Оператором называется простое предложение языка, которое определяет действие в процессе выполнения алгоритма в программе.
Ученики обмениваются тетрадями друг с другом. Проверяют тетради своих товарищей - ответы на доске.
Ответ: _ ^ _^ ^ _^ _ ^ _
Задание 2. Вычисли:
А=4
В=3
С=2
- Как обозначается раздел описания переменных?
- Назовите переменные? Какого они типа?
- Начало программы? Конец программы?
- Что означает оператор mod?
Задание 3. Вычислить значения выражений:
Ответы:
- 3
- 2
- 7
- -5
- 4
- 9
Задание 4. Перед вами таблица, соедините линиями зарезервированные слова и их обозначения (ответы)
Program | <вещественный тип данных> | <заголовок программы>; |
Label | <конец>; | < раздел объявления меток> |
Const | <заголовок программы>; | < раздел объявления констант> |
Var | <Остаток от целочисленного деления > | <раздел объявления переменных>; |
Begin | < раздел объявления меток> | <начало>; |
End | < раздел объявления меток> | <конец>; |
Sqr(x) | <квадратный корень из аргумента> | <возведение аргумента в квадрат> |
Sqrt(x) | <Целочисленное деление> | <квадратный корень из аргумента> |
A div B | <возведение аргумента в квадрат> | <Целочисленное деление> |
A mod B | <округляет значение вещественного типа до целого> | <Остаток от целочисленного деления > |
Round(x) | <начало>; | <округляет значение вещественного типа до целого> |
Real | < раздел объявления констант> | <вещественный тип данных> |
Задание 5. Запустить приложение Тест.
Отдохнём с пользой:
(отгадывание ребуса). Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.
Ответ: программирование
Ответы: Начало, конец, вывод, Условие.
а) Результативность (грей — зуб — утка — тигр — в — н — о — с — т — ь);
(Самостоятельная работа учащихся – решение задач). Класс делится на два варианта:
Решение задач:
1 вариант 1. Program Funk; Var x,y: real; Begin Writeln (‘введите числа x’); Readln (x); If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1 Else y:=5х-25; Writeln (‘y=’, y); End. 2. Program primer2; Var v, p,m: integer; Begin Writeln (‘введите v, m ’); Readln (v,m); P:= v/m; writeln (' Р '); End. 3. Program Funk; Var x,y: real; Begin Writeln (‘введите числа x’); Readln (x); Y:=7x*x-3x+6; Writeln (‘y=’, y); End. |
2 вариант 1. program funct; var x,y: real; begin writeln(‘Введите x’); readln (x); if x >0 then y:= O x+56х else y:=1-x ; writeln (‘у=’, у); end. 2. Program primer2; Var pi, r,S: integer; Begin Writeln (‘введите r’); Readln (r); S:=pi*r*r; writeln (' S '); End. 3. Program Funk; Var x,a real; Begin Writeln (‘введите числа a); Readln (a; X:=12a*a+7a-16; Writeln (‘x’, x); End. |
Закрепление урока.
Вопрос 1. Оператор в Паскале.
Ответы: (человек, работающий в должности
оператора ЭВМ )
Вопрос 2. "Операнды" в Паскале.
Ответы: ( данные, необходимые для выполнения
оператора в Паскале)
Вопрос 3. Символ-разделитель операторов в
Паскале.
Ответы: (точка с запятой)
Вопрос 4. Простые операторы в Паскале.
Ответы: (операторы, не содержащие никаких других
операторов, называются простыми)
Вопрос 5. Группы операторов языка Паскаль:
Ответы: (простые и структурные )
Вопрос 6. К простым операторам относятся:
Ответы: (операторы присваивания, безусловный
оператор, оператор вызова процедуры, пустой
оператор )
Вопрос 7. Структурные операторы это:
Ответы: (конструкции, построенные из других
операторов по строго определенным правилам)
Вопрос 8. Назначение условных операторов в
языке Паскаль
Ответы: (выбор к исполнению одного из возможных
действий (операторов) в зависимости от
некоторого условия (при этом одно из действий
может быть пустым, то есть отсутствовать).
Рефлексия (конверты со смайликами)
Вопросы:
- Что вам запомнилось?
- Довольны ли вы результатами?
- Что вам удалось сделать на уроке?
- Какие у вас были трудности при выполнении задания?
- Как вы с ними справлялись?
- Были ли вы успешны во время урока?
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Инструктаж по домашнему заданию.
Спасибо всем участникам и гостям!
Желаю творческих успехов!