Цель: выявление спроса и предложения на мёд на рынках ближайших областей; определение доходов пчеловода.
Задачи:
- закрепить навыки решения задач с помощью уравнений;
- развивать умения в решении логических заданий,
- прививать чуткое отношение к природе, интерес к экономике.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
Приветствие учащихся:
1 – й ученик
Познакомимся, друзья,
Фогель Тихон – это я.
Ученик я непростой,
Очень даже озорной
Не соскучишься со мной.
Я с учёбой не на ты,
У меня свои мечты.
Техникой всё увлекаюсь,
В сотовых я разбираюсь.
Всё, что хочешь, подключу
И каналы наведу.
Этим летом приобрёл
себе компьютер я крутой.
Все программы изучаю
и в Excelе понимаю.
Диаграммы начерчу,
в Интернет легко войду.
Всё, что хочешь, там прочту.
В общем, вдоволь начитался,
Кажется, ума набрался.
Делом я решил заняться.
Я проект вам предложу,
В компаньоны вас беру.
Если выполним проект,
Ждёт тогда нас всех успех.
2 – й ученик.
Роман Боровский – это я.
Спорт, танцы – это для меня.
Хоть математика трудна,
Учусь, стараюсь в школе я.
3 – й ученик
Нурыш Елнур зовут меня
Люблю общаться очень я.
В науках хоть я не силён
Старанья дух всегда со мной.
4 – й ученик
Лавренко Степан – это я.
В школе трудно без меня.
Легко науки познаю,
Спорт, общение люблю.
Класс родной не подвожу
И со всеми я дружу.
5 –й ученик
Я Виктор – парень боевой
“Движенье – жизнь” - девиз вам мой.
Хоть в математике не ас,
Не подведу сегодня класс.
6 – й ученик
Я Виталик .
Идёт молва, что я в школе голова.
Математику люблю,
Всё, что хочешь, я решу.
С логикой я справлюсь смело,
В будущем открою дело.
Учитель.
Чтобы дело нам открыть,
Экономику нужно повторить.
2. Разгадывание кроссворда.
- Организация, осуществляющая свою деятельность в виде публичных торгов в определённом месте и по правилам.
- Предоставление денег, на какое – то время за определённую плату.
- Отдача имущества в обеспечение обязательств, под ссуду.
- Денежные выплаты, которые получает государство из прибыли предприятий и доходов граждан.
- Биржевой посредник, осуществляющий по поручению и за счёт клиентов выявление спроса и предложения, а также работу по согласованию условий сделки, её регистрации и оформление от лица биржи.
- Количество товара, которое покупатель в состоянии купить по определённой цене в определённое время.
- Какое слово образовалось по вертикали? (Бизнес)
- Шифром Юрия Цезаря ( по правилу: прибавим два)
Название бизнеса узнаем (пчеловода)
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Воспитательно-познавательный момент о целебных свойствах мёда.
5. Решение нестандартных задач.
Чтобы бизнес нам открыть,
Нужно пчёл скорей добыть.
Только где ж их можно взять
Их бесплатно не достать
И финансов у нас нет.
Кто подскажет мне ответ?
- В каком банке возьмём кредит? (В Народном Банке)
Ставки на кредит.
- Народный Банк – 20%
- Центр – Кредит – 25%
- Альянс – Банк – 30%
- Какую сумму мы возьмём в кредит?
- Мы должны определиться, сколько ульев с пчёлами мы возьмём, и узнать цену ульев.
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить следующие задания.
Цена одного улика с пчёлами равна сумме первых ста нечётных чисел.(10000)
Количество ульев вы узнаете, если решите старинную китайскую задачу.
Если посчитать их двойками, то останется 1, если посчитать их тройками, то останется 2, если посчитать их пятёрками, то останется 1. Сколько ульев мы возьмём? (11)
Одиннадцать ульев мы с вами возьмём.
За каждый из них 10000 отдаём.
Ещё и другие расходы нас ждут.
Тысяч на сорок пусть больше берут.
Сколько всего в кредит нужно взять?
Сколько тенге нужно в банк вам отдать?
Решение задачи.
10000 * 11 = 110000(тг)
110000+40000 = 150000(тг)
150000 : 100 * 20 = 30000(тг)
150000 + 30000 = 180000(тг)
Ответ: 150000, 180000 тенге.
6. Познавательный момент о жизнедеятельности пчёл.
В Народном Банке мы взяли кредит.
Брокер с покупкой дела все решит.
Мы же займёмся местами для пчёл.
Чтобы успешно дела ваши шли,
Место для пасеки ты подыщи.
Связь трёх факторов не исключи:
Растения, пчёлы, природные условия.
Пчёл у воды не заселяй,
От солнца и ветра их защищай.
Можешь акацию вдоль поля сажать.
Периоды сбора вы должны знать
Их немного, всего лишь пять.
Мёдопродуктивность растений изучи,
Контрольный улей определи.
Мёд на проверку по весу возьми.
Ну, а теперь медонос выбирай
И урожай поскорей собирай.
7. Решение задач с помощью уравнений (Самостоятельно)
1. Мёдопродуктивность с одного га у жёлтой акации в три раза больше, чем у клевера. А у клевера на 100 кг меньше, чем у акации. Сколько кг мёда можно собрать с каждого га?
3х – х = 100
2. С одного га получают мёда в два раза больше и на 25 кг больше, чем с подсолнечника. Всего с каждого га двух культур получили 115 кг мёда. Сколько получили донникового и подсолнечникового мёда?
х + (2х+25) = 115
3. Мёдопродуктивность с каждого га гречихи и малины 105 кг. У малины продуктивность на 15 кг больше, чем у гречихи. Сколько мёда можно собрать с каждого га гречихи и малины? (Задача решается составлением системы уравнений)
х + у = 105
у – х = 15
8.Определение среднего веса мёда за день.
Контрольные улья показали следующий вес мёда за день:
- Гречневый – 2кг
- Подсолнечниковый – 1кг
- Малиновый – 2 кг
- Акациевый – 7кг
- Донниковый – 5 кг
- Клеверный – 1кг
(2+1+2+7+5+1) : 6 = 3 (кг)
Ответ: 3 кг.
9. Выполнение разноуровневых самостоятельных работ.
Тихон, сегодня ты не мечтай,
Улья по плану иди, размещай.
А ты, Виталий, спрос изучай.
Где подороже мёд нам продать,
Чтобы затраты все оправдать.
Программу Excel нужно открыть
И диаграмму изобразить.
Тихон все цены в Интернете узнал,
На диаграмме всё указал.
Среднюю стоимость узнайте,
К сведенью быстро всё предоставьте.
- Северо-Казахстанская область – 1400 тг
- Акмолинская область – 1500 тг
- Кустанайская область – 1550 тг
- Павлодарская область – 1800 тг
- На рынках, каких областей самая высокая и самая низкая цена?
- С чем связано такое изменение цен? (С законом спроса и предложения)
- В чём заинтересован предприниматель: в превышении спроса над предложением или в превышении предложения над спросом?
- Какие виды рынка вы знаете?
- На рынке какой области нам выгоднее продавать мёд?
10. Проверка самостоятельных работ.
Продуктивность подсчитали,
и ответ мне точный дали.
Степан у малины с гречихой стоял
И всё досконально нам подсчитал.
Акацию, клевер Елнур изучил,
И информацию нам он добыл.
Роман на доннике всё отдыхал,
Подсолнухи также ещё проверял.
Семечек, правда, он не видал,
Но мёдопродуктивность всё ж подсчитал.
Результаты свои пересмотрите,
И рекордсменов определите.
- Акация – 120 – 200 кг
- Донник – 50 – 100кг
- Малина – 50 – 70 кг
- Гречиха – 20 – 70 кг
- Клевер – 40 – 60 кг
- Подсолнух – 20 – 40 кг
- Чему равен средний привес мёда за день? (3 кг)
11. Проверка индивидуальной работы учащегося.
Тихон на пасеку улья доставил,
И как положено их расставил.
О правилах Тихон нам расскажи
И на компьютере всё покажи.
12. Физминутка. (Звучит музыка “Звуки природы”)
А сейчас пойдём мы в сад.
Побывать в нём каждый рад.
Здесь немного отдохнём,
Глаза по кругу проведём.
Влево, вправо - всё как надо,
Влево, вправо - всё как надо.
По диагонали вверх- вниз, вверх - вниз.
Противоположной стороной займись.
Вверх - вниз, вверх - вниз
На носочках подымись
И до них ты дотянись.
Ты присядь разок, другой,
Поработай и спиной.
Влево, вправо повернись
И вокруг ты оглянись.
Руки кверху подыми,
Вдох и выдох, отдохни.
Вдох и выдох, отдохни.
Свежим воздухом подышим,
Пенье птиц, гляди, услышим.
Как прекрасен летний сад,
Каждый походить здесь рад.
Наша душа наслаждается
И разум пусть убеждается.
Природа наша хороша,
И ждёт от нас она добра.
Её всегда ты, друг, люби,
Знай, правило: “НЕ НАВРЕДИ”.
Сейчас за мной ты повтори:
“Тебя, природа, я люблю,
За жизнь свою благодарю”
Теперь за парты все пройдём,
Дискуссию там поведём,
Медок душистый соберём,
Покупателя найдём.
Маклер сделку заключает,
Покупатель приезжает.
Едет он к нам не один
Экспедитор ещё с ним.
И эксперты ещё есть.
Вы, ребята, не скучайте,
Компаньонов посчитайте.
Маклер вам подсказку шлёт,
И привет передаёт.
13. Решение задачи на логическое мышление.
При встрече компаньоны дружески обменялись рукопожатиями. Рукопожатий было 6. Сколько было компаньонов? (4)
Покупатель приезжает,
Товар оптом покупает.
Нас анализ ещё ждёт,
Мы считаем наш доход
И подводим все итог.
Ты, Виталик, соберись
И с зарплатой разберись.
Договор ты прочитай
И зарплату начисляй .
14. Решение задачи по зарплате.
Коллектив из пяти работников и одного руководителя занимается пчеловодством со следующей оплатой труда:
Месячная заработная плата работников 40000 тг, а у руководителя на 10000 тг больше среднего заработка коллектива. Какая заработная плата у руководителя? Сколько денег потребуется на заработную плату коллективу за 5 месяцев?
1)
6х – х – 200000 = 60000
5х = 60000 + 200000
5х = 260000
х = 260000: 5
х = 52000 (тг)
2) 40000 * 5 = 200000 (тг)
3) 52000 + 200000 = 252000 (тг)
4) 252000 * 5 = 1260000 (тг)
Ответ: 52000тг, 1260000 тг.
15. Решение задачи по определению дохода коллектива.
1) Контрольные улья показали, что одна пчелиная семья в день производит 3 кг мёда. Сколько кг мёда мы сможем собрать за 4 месяца, имея 11 семей?
2) На нужды пчёл для одной семьи требуется 90 кг мёда в год.
- Сколько кг мёда потребуется для 11 семей?
- Сколько кг мёда останется?
3) Будьте честны к своему государству. Уплатите вовремя налог, составляющий 10% прибыли.
4) Будьте пунктуальны, уплатите вовремя кредит и рассчитайтесь с работниками.
5) Если хотите, чтоб ждал вас успех, будьте известны всегда вы для всех. Спонсором станьте, творите добро, пусть у вас будет сердце тепло. Радуйся жизни, радость дари, будет удача тогда на пути!
16. Итог урока.
Вот проект мы завершили,
Результаты подтвердили
Дело выгодное, братцы.
Можно смело им заняться.
Тихон, хочешь пообщаться,
Своим мнением обменяться?
(Чтение стихотворения)
Жизнь, ребята, - не ириска:
Съел - и праздник на душе.
Жизнь нельзя прожить без риска:
Вы рискуете уже.
Настоящий риск - с деньгами!
Можно их держать в копилке.
На развитие лесопилки
Можно в доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги в банке.
Кто-то их в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы.
Только лучше для державы,
Если ты куёшь успех,
Если денежки в работе,
То владелец их в почёте,
И страна богаче всех!