Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.
Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.
Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных
Темы урока:
- Коррекционная – “Дифференциация звуков “К” - “Г” в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Грамматическая – “Согласные звуки “К” - “Г”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
- Лексическая – “Птицы”
Цели:
- Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
- Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
- Активизировать словарь по теме “Птицы”
- Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2)
Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.
II. Основная часть
Определение темы занятия
- Ребята, догадайтесь о ком я говорю:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)
- О ком говорится в следующем стихотворении:
У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.
- Совершенно верно это гусеницы.
- Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).
- Назовите первый звук в слове гусеницы.
(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).
Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.
- Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.
Повторение характеристик звуков
- Дайте характеристику звуку
“К” - согласный, глухой, твердый
- Дайте характеристику звуку “Г”
“Г” - согласный, звонкий, твердый
- Что общего у этих звуков?
- Чем они различаются?
У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:
- пирамидка - красный и синий круги
- пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
- пирамидка – камень и травка
Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_” - “_Г_” и проговаривают свой ответ.
Игра “Прятки” (слайд 4)
- Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)
(Ответ №24)
- Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.
- От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх
Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)
Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)
Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)
- На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.
- С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)
Второе задание.
Упражнения на определения места звука в названиях картинок
- Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.
Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).
1. кастрюля, каска, стакан
2. курица, утка, белка
3. карандаш, конфета, колокольчик
4. книги, линейка, скрепка
В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)
вагон, виноград, глобус
радуга, груша, горох
лягушка, снеговик, иголки
пуговица, магнитофон, рога
При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.
И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)
Посмотрим, какое задание скрывается за ним.
Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8 ).
- Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.
Утюк
Крук
Сверчок
Сапок
Берек
Пирок
Молоток
Творок
Каблуг
Снек
Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова
Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)
- А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.
Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.
- Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)
Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.
- Домашние (гуси)
- Электрический (чайник)
- Полосатый (тигр)
- Спелые (ягоды)
- Клетчатая (рубашка)
- Разноцветная (радуга)
Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).
Двигаемся дальше. 1 клетка вверх, 4 вправо, 1 вниз. Назовите номер (№25).
Составление предложений
- Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.
Девочка гонит гусей к реке.
Весной в скворечнике поселились скворцы.
Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.
Пластические этюды
- У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)
Домашнее задание
- Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.
Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь
III. Итог урока.
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?
- Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.
- Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать
- Ребята, кто считает, что тему не понял, оставайтесь сидеть на своих местах
И снова перед вами разноцветные птички. Посмотрите внимательно и скажите птицу какого цвета, вы взяли бы себе?
Для создания презентации использовались интернет-ресурсы
- Лунтик http://allforchildren.ru/pictures/showimg/luntik/luntik028gif.htm
- Гусеницы http://allforchildren.ru/pictures/luntik.php?page=1
- Собака, белка, лягушка http://allforchildren.ru/pictures
- Кастрюля http://1k.by/images/site/shopsproductsimages/56/s3/1/0/476490/i7b60b9e04.jpg
- Каска http://ursu.opt.ru/attach/file_documents_bRfu7Y5MV..jpg
- Сумка http://ro.oriflame.com/catalog-images/product/global/12549_1.png
- Стакан http://s51.radikal.ru/i131/1008/01/712414f6d616.jpg
- Кресло http://www.moremebeli.com/classes/catalog/images/37105_komfort_5.jpg
- Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
- Остальные картинки с http://images.yandex.ru