Прямая и луч

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием луч;
  • развивать математическую речь, мышление, навыки самооценки;
  • прививать интерес к геометрии, познанию нового, положительное отношение к учению;

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: диалогический и эвристический методы:

  • объяснение нового материала;
  • организация труда в парах;
  • фронтальная работа;
  • демонстрация наглядных пособий.
  •  

Оборудование:

  • компьютер;
  • магнитофон;
  • плакат с видами лучей;
  • линейки, карандаши;
  • магнитная доска;
  • карточки с примерами для физкультминутки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Психологическая установка.

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание мое растет
Голова мыслит ясно.(Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

II. Актуализация

– Для того чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе начнем наш урок с разминки:

1. – Первое слагаемое 4, второе 3. Найти значение суммы.
– Уменьшаемое 12. Вычитаемое 6. Найти значение разности.
– Запишите любое двузначное число.
– Запишите круглое двузначное число.
– Запишите неверное равенство.
– Запишите верное неравенство.

8 + 7 =
15 – 7 =

– Запиши  число, которое больше 11, но меньше 13.
– Запиши число, которое меньше 20, но больше 18.   
– Найди значение суммы чисел 8 и 4.
– Какое число надо вычесть из 16, чтобы получить 10.
– Из 19 вычесть 0.

2.  Решение задачи

Когда из гаража выехало 13 машин, там еще осталось 5 машин. Сколько машин было в гараже?

3. А теперь, внимательно смотрим.(Показываю слайд №1)

– Какие геометрические фигуры вам знакомы? (Кривая, ломаная, замкнутая, незамкнутая линия, прямая, отрезок)
– Фигура, под каким номером вам не знакома? (Как можно было бы эту фигуру назвать?)
– И вот сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой.

III. Работа над новым материалом

1. Объяснение

 – Миша спросил у Маши: «А что получится, если начертить линию по линейке и продолжать её бесконечно только в одну сторону?» Маша ответила: «В этом случае получится часть прямой, которая называется ЛУЧОМ. Только обязательно нужно выделить точку, которая является началом этого луча».
– Значит, луч – это какая линия?
– Прямая линия, которая имеет начало и продолжается только в одну сторону бесконечно.
– Есть ли у луча конец?
– Нет.
– Имеет ли луч длину?
– Нет.

2. Распознание луча

– А теперь, внимательно смотрим на экран, и покажем каждый луч, который изображен на рисунке. (Слайд №2)

3. Примеры из жизни

– Ребята, приведите примеры, когда люди в повседневной жизни употребляют слово «Луч»? (Показываю слайд №3)

Физкультминутка

Показываю карточки с примерами, а дети числом движений дают ответы:

Столько раз ногою топнем (8 – 4);
Столько раз руками хлопнем (5 + 4);
Мы присядем столько раз (7 – 4);
Мы наклонимся сейчас (6 – 4);
Мы подпрыгнем ровно столько (10 – 4).
Ай, да счет! Игра, и только!

IV. Закрепление пройденного материала

1. Работа в парах

– А сейчас, работа в парах:

Начерти два луча, которые пересекаются, но точка пересечения, у которых находится за пределами этого листа. А твой сосед пусть начертит два луча, у которых нет точки пересечения.  Поменялись тетрадями, проверяем. Поднимают руки те ученики, у которых сосед справился с заданием. А у кого сосед ошибся?

2. Работа по учебнику. Задача

– Открыли учебники на стр. 48, нашли №10, читаем задачу.
– О ком задача?
– Что сказано о Мише?
– Что сказано о Маше?
– Повторите требование задачи.
– Можем найти?
– Какие слова берем на краткую запись?  Выполняем в тетради, 1 ученик на доске.

Физкультминутка

«Массаж спины»

Поглаживание, спиралевое растирание, поглаживание, разминание, поглаживание,  вибрация, поглаживание.

 «Гимнастика для глаз»

1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.
3. Моргаем глазами.
4. Закрыли, открыли.

3. Работа в тетрадях. Стр. 21, №1. Один ученик на доске.

V. Итог.

– На уроке вы работали дружно, организованно. Подведем итог. Чем занимались на уроке? Что было главным, новым? Значит, чем отличается луч от прямой линии?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

I – стр. 48, №8;
II – стр.48, №9.

Приложение 1