Цели:
- познакомить с понятием луч;
- развивать математическую речь, мышление, навыки самооценки;
- прививать интерес к геометрии, познанию нового, положительное отношение к учению;
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: диалогический и эвристический методы:
- объяснение нового материала;
- организация труда в парах;
- фронтальная работа;
- демонстрация наглядных пособий.
Оборудование:
- компьютер;
- магнитофон;
- плакат с видами лучей;
- линейки, карандаши;
- магнитная доска;
- карточки с примерами для физкультминутки.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Психологическая установка.
– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание мое растет
Голова мыслит ясно.(Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Актуализация
– Для того чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе начнем наш урок с разминки:
1. – Первое слагаемое 4, второе 3. Найти значение
суммы.
– Уменьшаемое 12. Вычитаемое 6. Найти значение
разности.
– Запишите любое двузначное число.
– Запишите круглое двузначное число.
– Запишите неверное равенство.
– Запишите верное неравенство.
8 + 7 =
15 – 7 =
– Запиши число, которое больше 11, но меньше
13.
– Запиши число, которое меньше 20, но больше 18.
– Найди значение суммы чисел 8 и 4.
– Какое число надо вычесть из 16, чтобы получить 10.
– Из 19 вычесть 0.
2. Решение задачи
Когда из гаража выехало 13 машин, там еще осталось 5 машин. Сколько машин было в гараже?
3. А теперь, внимательно смотрим.(Показываю слайд №1)
– Какие геометрические фигуры вам знакомы? (Кривая,
ломаная, замкнутая, незамкнутая линия, прямая,
отрезок)
– Фигура, под каким номером вам не знакома? (Как
можно было бы эту фигуру назвать?)
– И вот сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
новой геометрической фигурой.
III. Работа над новым материалом
1. Объяснение
– Миша спросил у Маши: «А что получится, если
начертить линию по линейке и продолжать её
бесконечно только в одну сторону?» Маша ответила:
«В этом случае получится часть прямой, которая
называется ЛУЧОМ. Только обязательно нужно
выделить точку, которая является началом этого
луча».
– Значит, луч – это какая линия?
– Прямая линия, которая имеет начало и
продолжается только в одну сторону бесконечно.
– Есть ли у луча конец?
– Нет.
– Имеет ли луч длину?
– Нет.
2. Распознание луча
– А теперь, внимательно смотрим на экран, и покажем каждый луч, который изображен на рисунке. (Слайд №2)
3. Примеры из жизни
– Ребята, приведите примеры, когда люди в повседневной жизни употребляют слово «Луч»? (Показываю слайд №3)
Физкультминутка
Показываю карточки с примерами, а дети числом движений дают ответы:
Столько раз ногою топнем (8 – 4);
Столько раз руками хлопнем (5 + 4);
Мы присядем столько раз (7 – 4);
Мы наклонимся сейчас (6 – 4);
Мы подпрыгнем ровно столько (10 – 4).
Ай, да счет! Игра, и только!
IV. Закрепление пройденного материала
1. Работа в парах
– А сейчас, работа в парах:
Начерти два луча, которые пересекаются, но точка пересечения, у которых находится за пределами этого листа. А твой сосед пусть начертит два луча, у которых нет точки пересечения. Поменялись тетрадями, проверяем. Поднимают руки те ученики, у которых сосед справился с заданием. А у кого сосед ошибся?
2. Работа по учебнику. Задача
– Открыли учебники на стр. 48, нашли №10, читаем
задачу.
– О ком задача?
– Что сказано о Мише?
– Что сказано о Маше?
– Повторите требование задачи.
– Можем найти?
– Какие слова берем на краткую запись?
Выполняем в тетради, 1 ученик на доске.
Физкультминутка
«Массаж спины»
Поглаживание, спиралевое растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
«Гимнастика для глаз»
1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз
по 6 раз.
2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелки и
6 кругов против часовой стрелки.
3. Моргаем глазами.
4. Закрыли, открыли.
3. Работа в тетрадях. Стр. 21, №1. Один ученик на доске.
V. Итог.
– На уроке вы работали дружно, организованно. Подведем итог. Чем занимались на уроке? Что было главным, новым? Значит, чем отличается луч от прямой линии?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
I – стр. 48, №8;
II – стр.48, №9.