Образовательная программа дополнительного образования экологической направленности "Зеленая планета"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Цель: формирование экологической культуры у младших школьников, бережно относящихся к природе, разумно использующих природные ресурсы в своей повседневной жизни.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять представления об окружающем мире;
  • формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
  • формировать ответственность за свои поступки;
  • освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
  • овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними; Развивающие:
  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное.

Содержание программы внеурочной деятельности “Зеленая планета” соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • окружающий мир;
  • технология;
  • изобразительное искусство.

На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа кружка “Зеленая планета” основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

  • гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
  • создание условий для самореализации;
  • интеграция личности в национальную культуру;
  • учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.

Содержание программы кружка “Зеленая планета” предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Виды деятельности и предполагаемые формы

  • Практическое изучение строения растений .
  • Конструирование из разных материалов
  • Рисование с натуры и по воображению
  • Лепка по воображению
  • Игровые программы
  • Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение песенок, сказок)
  • Эксперимент
  • Исследование объекта
  • Наблюдения
  • Ведение дневников наблюдения
  • Проектная деятельность
  • Коллективные разработки
  • Экскурсии
  • Праздники (литературно-музыкальные)

Экологическая направленность внеурочной деятельности реализуется через кружка “Зеленая планета”. Программа разработана на 4 года обучения, включает программу 135 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Наименование
разделов, модулей, тем

Всего
часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

а

в

а в а в а в
1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. 10

1

2

1 2 1 1 1 1 - приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

2. Проект “Моя клумба”. 12

1

3

  2   3   3 - работа на приусадебном участке.
3. Молчаливые соседи - объекты неживой природы. 32

3

5

4 5 ¦ 3 5 3 4 - беседы, диспуты, наблюдения.
- наблюдать объекты и явления природы
- характеризовать их особенности,
- группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
4. О чем шепчут растения. 23

2

4

3 3 3 2 2 4 - вести дневник наблюдений, -проводить групповые наблюдения во время экскурсий “Времена года”, определять части растения.
- сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
5. Пернатые друзья. 18

1

3

2 2 2 3 2 3 - определять особенности поведения, экологическая помощь в зимнее время, выявлять отличие от животных.
6. Загадки животного мира. 15 2 1 2 2 2 2 2 2 - описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.
7. Оранжерея на окне. 7   1   2   2   2 - выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).
8. Человек - часть живой природы. 10 1 1 2   1 2 1 2 - обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
9. Уголок хорошего настроения. 8   2   2   2   2 - готовить и проводить праздники, конкурсы, выставки.
  Всего 135 11 22 14 20 12 22 11 23  

Содержание программы

1 класс

  1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой.(3 часа) Понятие о природе, красоте природы. Экскурсия в природу. Аппликация “Мой любимый цветок”.
  2. Проект “Моя клумба”.(4 часа) Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
  3. Молчаливые соседи - объекты неживой природы. (8 часов) Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Игра “Тайны вокруг нас”. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе.
  4. О чем шепчут растения.(б часов) Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы - синоптики. Цветы - доктора. Цветы - хищники. Игра - практикум “Что мы знаем о цветах.
  5. Пернатые друзья.(4 часа) Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: “Кормушка”, “Птичья столовая”.
  6. Загадки животного мира.(3 часа) Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кубани и их приспособленность к зимнему периоду. Заочное путешествие “Загадки животного мира”.
  7. Оранжерея на окне.(1 час) Практикум “Комнатные цветы” (наблюдение).
  8. Человек - часть живой природы.(2 часа) Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
  9. Уголок хорошего настроения.(2 часа) Викторина “Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник “Наш окружающий мир”.

2 класс

  1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (З часа) Календарь природы. Народные приметы. Экологическая игра “Загадки природы”. Праздник “Дары осени”.
  2. Молчаливые соседи - объекты неживой природы.(2 часа) Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Беседа “Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля”. Правила поведения в природе. Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Выпуск книжки-малышки “Осторожно, их мало!” Экологическая игра “Хочу все знать!” Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок.
  3. О чем шепчут растения.(5 часов) Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Охрана растений. Красная книга. Музыкально - эстетический праздник “Цветочный хоровод”. Презентация детских находок “Комнатное чудо” (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно-иллюстративной книжки-раскладушки.
  4. Пернатые друзья.(б часов)
  5. Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Викторина “Знаешь ли ты птиц своего края”. Экологическая игра “Приключения в лесу”.
  6. Загадки животного мира.(4 часа) Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь зверей зимой.
  7. Экология насекомых. Викторина “Мал золотник - да дорог”. КВН “ Живая акварель”.
  8. Оранжерея на окне.(4 часа) Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуально- познавательная игра “Мой сад”. Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.
  9. Проект “Моя клумба”.(2 часа) Коллективная работа “Наш цветник”. Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов.
  10. Человек - часть живой природы.(2 часа) Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
  11. Уголок хорошего настроения.(2 часа) Экологический праздник “Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья!” Экологическая игра “Поиск нарушителей природы.

3 класс

  1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (2 часа) Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Изготовление макета “Мой сад” из разных материалов (индивидуально - творческая работа).
  2. Молчаливые соседи - объекты неживой природы.(З часа) Неживая природа. Вода и ее охрана. Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, “парниковый эффект”. Охрана воздуха. Экологическая игра “Водоемы просят о помощи”. Конкурс творческих работ “Где мы теряем воду?”
  3. Игровые приемы: “Портрет воды”, “Чистый голос воды”, “Добрая Фея”. Инсценирование экологической сказки “Репка”.
  4. О чем шепчут растения.(8 часов) История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные. Создание кроссвордов “Растения моего края”. Экологический журнал “Жалобная книга природы” (растения).
  5. Пернатые друзья.(5 часов) Воробей - самая распространённая птица на Земле. Ворона -“интеллектуальная” птица.
  6. “Сестрички-синички” - самые полезные птички России. Изготовление птичек из пластилина.
  7. “Пернатая кошка” - сова. Просмотр фильма. Практическая работа: рисунок совы.
  8. Загадки животного мира.(5 часов)
  9. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: “Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных”. Экологический журнал “Жалобная книга природы” (животные). Игровые приемы: “Эрудит”, “Лесные заморочки”. Оранжерея на окне.(4часа)
  10. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками (по группам). Проект декоративного оформления клумбы (макет или рисунок). Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание).
  11. Проект “Моя клумба”.(2 часа) Декоративное ограждение из цветных камешков. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений “Мисс лепесток”.
  12. Человек — часть живой природы.(З часа) Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе “природа-общество-человек. Практические занятия: “Путешествие” по карте; составление паспорта на краеведческий объект.
  13. Уголок хорошего настроения.(2 часа) Выпуск “Зелёной газеты”. Фотоотчёт.

4 класс

  1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (2 часа) Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Экологическая игра “Не проходите мимо!”
  2. Молчаливые соседи — объекты неживой природы.(З часа) Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. Классный час “Охрана природы - твоя обязанность”. Природоохранная акция “Чистый микрорайон”. Выезд на природу с маршрутными наблюдениями “Памятники природы”. Выпуск “Жалобной книги природы”.
  3. О чем шепчут растения.(7 часов) Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Устный журнал “Зеленая книга”. Экологическая акция “Не рубите, люди, елок!” “Цветочный мир Земли” (просмотр слайдов). Реальность и фантазия. Мифы и легенды о цветах (роза, гиацинт, нарцисс).
  4. Пернатые друзья.(б часов) Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция “Пернатые друзья”. Составление “Красной книги” исчезающих птиц родного края. Конкурс кормушек.
  5. Загадки животного мира.(5 часов) Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. Изготовление условных знаков, экологических памяток. КВН “Эта хрупкая планета”.
  6. Оранжерея на окне.(4 часа) Выбор цветов для клумбы. Отбор семян. Посев семян. Правила безопасности при работе с инвентарём. Уход за ростками.
  7. Проект “Моя клумба”.(2 часа) Планирование проектной деятельности. Конкурс разработок проектной деятельности. Реализация проектов: “Королевство цветов”, “Цветочная горка”, “Школьный двор”. Выбор материалов.
  8. Подготовка участка к высадке ростков. Выбор дизайнерского оформления. Реализация проекта.
  9. Человек - часть живой природы.(Зчаса) Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море? Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.
  10. Уголок хорошего настроения.(2 часа) “Праздник цветов” Музыкально-литературный праздник. Уроки гнома эконома.

Планируемые результаты.

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности кружка “Зеленая планета”, формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные:

Самоопределение:

  • формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
  • экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к мнению одноклассников;
  • приобретение первоначальных навыков сотрудничества в группах, парах, коллективе, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);
  • умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
  • умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
  • умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
  • умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
  • умение удерживать цель;

Познавательные:

  • умение отбирать информацию по теме;
  • анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской деятельности, при проведении опытов;
  • умение выявлять и формулировать проблему;
  • представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
  • представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
  • представление о значении природы для человека;
  • умение различать изученные комнатные растения;
  • умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
  • осуществлять природоохранную деятельность;
  • умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

Коммуникативные:

  1. умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
  2. умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
  3. умение согласовывать свои действия с группой.

В программе кружка “Зеленая планета” описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать:

  1. Секреты живой и неживой природы
  2. Условия, необходимые для жизни растений и животных станицы
  3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

  1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
  2. Оказывать помощь птицам в зимнее время
  3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой К концу второго года обучения школьники должны уметь

1. У меть выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами. К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1. Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы

3. Некоторые охраняемые растения и животные родного края.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

Нравственные и правовые принципы природопользования

Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

К концу 4-го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Первый уровень результатов освоения программы кружка “Зеленая планета” будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии на природу, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

Программа кружка “Зеленая планета” способствует формированию у младших школьников

следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Приложение

Методические рекомендации

Программа подготовлена для детей 7-11 лет. Ее   реализация рассчитана 135-часовой курс, в котором около половины отведенного времени составляют практические задания. Продолжительность образовательного процесса - 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время. Количество обучающихся в группах - 15-20 человек.

Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы края учитель может осуществлять посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания “круглого стола”, рейды на природу и т. п.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию нравственных чувств (любовь, жалость, сопереживание) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы.

Результатом творческой работы кружка “Зеленая планета” может стать создание экологической выставки поделок из природного материала, стенда, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил: не навязывать готового решения, не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном, подчеркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем, предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.

Оценка знаний осуществляется на словесном уровне, в форме проведения выставок, конкурсов, игр и театральных представлений. Дети отметок не получают, и поэтому каждый при такой работе чувствует себя уютно, ведь он поднимается по своей ступеньке знания и развития. Кто-то это делает быстрее и успешнее, кто-то медленнее, с трудностями, но дети в освоении темы идут все вместе, одним коллективом, помогая друг другу, радуясь своим успехам и успехам товарищей. Практикуются групповые защиты творческих работ учащихся.

Все перечисленные методы организации творческих работ в кружке “Зеленая планета” способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.

Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд.
  Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997. 1
  Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964 1
  Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996 1
  Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества -М, 1995. 1
  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. -• Ярославль: Академия развития, 1997 1
  Рянжин СВ. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 1
  Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? -М.: Дрофа, 1995 1
  Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, 1997 1
2. Печатные пособия.
Плакаты “Растения и животные родного края” 3
3. Технические средства обучения.
  Интерактивная доска, диски “Живая и неэюивая природа”, компьютер.  
4. Экранно-звуковые пособия.
Магнитофон. 1
5. Игры и игрушки.
  Лото “Собери животное” 1
6. Оборудование класса.
  Доска, стенд, полки для поделок.  

Ресурсы реализации программы.

Материально-технические

Организационные

Информационно-методические

Кадровые
компьютерная техника;

фотоаппаратура;

садовый инвентарь;

кабинет;

стенд для выставки рисунков;

материалы и средства для оформительской деятельности;

соблюдение правил техники безопасности;

соблюдение норм и правил поведения во время занятий,

экскурсий;

правила передвижения по улицам и дорогам;

соблюдение природоохранных действий человека в природе;

создание сплоченного творческого коллектива;

комплекты учебных пособий;

энциклопедии,

справочники;

записи песен;

документально-правовая база по ФГОС;

научно-популярная и художественная литература по экологическому воспитанию;

демонстрационные материалы;

презентации;

библиотекарь;

учитель;

Нормативно-правовая и документальная основа.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  3. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ”.
  4. Должностная инструкция классного руководителя.
  5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Литература:

  1. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
  2. Королева, А.В. "Естествознание для малышей" журнал "Начальная школа" .
  3. Кульневич, СВ.., Лакоценина, Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов.
  4. Молодова, Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”.
  5. Морозова, Е.Е., Евдокимова, Е.Г., Исаева, О.А. “Эколого-образовательный проект “Растём вместе”. Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ “Наука” 2011.57 с.
  6. Морозова, Е.Е., Пономарева, О.Н., Федорова, О.А., Золотухина, О.А. “Эколого-образовательный проект “Школа добрых дел”. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.