Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.
В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Цель: формирование экологической культуры у младших школьников, бережно относящихся к природе, разумно использующих природные ресурсы в своей повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними; Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное.
Содержание программы внеурочной деятельности “Зеленая планета” соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа кружка “Зеленая планета” основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.
Содержание программы кружка “Зеленая планета” предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Виды деятельности и предполагаемые формы
- Практическое изучение строения растений .
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение песенок, сказок)
- Эксперимент
- Исследование объекта
- Наблюдения
- Ведение дневников наблюдения
- Проектная деятельность
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Праздники (литературно-музыкальные)
Экологическая направленность внеурочной деятельности реализуется через кружка “Зеленая планета”. Программа разработана на 4 года обучения, включает программу 135 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
№ |
|
Всего часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
|
|
|
|
||||||||
а |
в |
а | в | а | в | а | в | ||||
1. | Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. | 10 | 1 |
2 |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - приводить примеры
зависимости удовлетворения потребностей людей
от природы. - моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
2. | Проект “Моя клумба”. | 12 | 1 |
3 |
2 | 3 | 3 | - работа на приусадебном участке. | |||
3. | Молчаливые соседи - объекты неживой природы. | 32 | 3 |
5 |
4 | 5 ¦ | 3 | 5 | 3 | 4 | - беседы, диспуты, наблюдения. - наблюдать объекты и явления природы - характеризовать их особенности, - группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. |
4. | О чем шепчут растения. | 23 | 2 |
4 |
3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | - вести дневник наблюдений,
-проводить групповые наблюдения во время
экскурсий “Времена года”, определять части
растения. - сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. |
5. | Пернатые друзья. | 18 | 1 |
3 |
2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | - определять особенности поведения, экологическая помощь в зимнее время, выявлять отличие от животных. |
6. | Загадки животного мира. | 15 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. |
7. | Оранжерея на окне. | 7 | 1 | 2 | 2 | 2 | - выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | ||||
8. | Человек - часть живой природы. | 10 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | - обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). | |
9. | Уголок хорошего настроения. | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | - готовить и проводить праздники, конкурсы, выставки. | ||||
Всего | 135 | 11 | 22 | 14 | 20 | 12 | 22 | 11 | 23 |
Содержание программы
1 класс
- Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой.(3 часа) Понятие о природе, красоте природы. Экскурсия в природу. Аппликация “Мой любимый цветок”.
- Проект “Моя клумба”.(4 часа) Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
- Молчаливые соседи - объекты неживой природы. (8 часов) Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Игра “Тайны вокруг нас”. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе.
- О чем шепчут растения.(б часов) Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы - синоптики. Цветы - доктора. Цветы - хищники. Игра - практикум “Что мы знаем о цветах.
- Пернатые друзья.(4 часа) Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: “Кормушка”, “Птичья столовая”.
- Загадки животного мира.(3 часа) Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кубани и их приспособленность к зимнему периоду. Заочное путешествие “Загадки животного мира”.
- Оранжерея на окне.(1 час) Практикум “Комнатные цветы” (наблюдение).
- Человек - часть живой природы.(2 часа) Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
- Уголок хорошего настроения.(2 часа) Викторина “Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник “Наш окружающий мир”.
2 класс
- Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (З часа) Календарь природы. Народные приметы. Экологическая игра “Загадки природы”. Праздник “Дары осени”.
- Молчаливые соседи - объекты неживой природы.(2 часа) Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Беседа “Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля”. Правила поведения в природе. Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Выпуск книжки-малышки “Осторожно, их мало!” Экологическая игра “Хочу все знать!” Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок.
- О чем шепчут растения.(5 часов) Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Охрана растений. Красная книга. Музыкально - эстетический праздник “Цветочный хоровод”. Презентация детских находок “Комнатное чудо” (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно-иллюстративной книжки-раскладушки.
- Пернатые друзья.(б часов)
- Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Викторина “Знаешь ли ты птиц своего края”. Экологическая игра “Приключения в лесу”.
- Загадки животного мира.(4 часа) Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь зверей зимой.
- Экология насекомых. Викторина “Мал золотник - да дорог”. КВН “ Живая акварель”.
- Оранжерея на окне.(4 часа) Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуально- познавательная игра “Мой сад”. Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.
- Проект “Моя клумба”.(2 часа) Коллективная работа “Наш цветник”. Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов.
- Человек - часть живой природы.(2 часа) Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
- Уголок хорошего настроения.(2 часа) Экологический праздник “Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья!” Экологическая игра “Поиск нарушителей природы.
3 класс
- Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (2 часа) Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Изготовление макета “Мой сад” из разных материалов (индивидуально - творческая работа).
- Молчаливые соседи - объекты неживой природы.(З часа) Неживая природа. Вода и ее охрана. Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, “парниковый эффект”. Охрана воздуха. Экологическая игра “Водоемы просят о помощи”. Конкурс творческих работ “Где мы теряем воду?”
- Игровые приемы: “Портрет воды”, “Чистый голос воды”, “Добрая Фея”. Инсценирование экологической сказки “Репка”.
- О чем шепчут растения.(8 часов) История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные. Создание кроссвордов “Растения моего края”. Экологический журнал “Жалобная книга природы” (растения).
- Пернатые друзья.(5 часов) Воробей - самая распространённая птица на Земле. Ворона -“интеллектуальная” птица.
- “Сестрички-синички” - самые полезные птички России. Изготовление птичек из пластилина.
- “Пернатая кошка” - сова. Просмотр фильма. Практическая работа: рисунок совы.
- Загадки животного мира.(5 часов)
- Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: “Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных”. Экологический журнал “Жалобная книга природы” (животные). Игровые приемы: “Эрудит”, “Лесные заморочки”. Оранжерея на окне.(4часа)
- Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками (по группам). Проект декоративного оформления клумбы (макет или рисунок). Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание).
- Проект “Моя клумба”.(2 часа) Декоративное ограждение из цветных камешков. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений “Мисс лепесток”.
- Человек — часть живой природы.(З часа) Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе “природа-общество-человек. Практические занятия: “Путешествие” по карте; составление паспорта на краеведческий объект.
- Уголок хорошего настроения.(2 часа) Выпуск “Зелёной газеты”. Фотоотчёт.
4 класс
- Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой. (2 часа) Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Экологическая игра “Не проходите мимо!”
- Молчаливые соседи — объекты неживой природы.(З часа) Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. Классный час “Охрана природы - твоя обязанность”. Природоохранная акция “Чистый микрорайон”. Выезд на природу с маршрутными наблюдениями “Памятники природы”. Выпуск “Жалобной книги природы”.
- О чем шепчут растения.(7 часов) Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Устный журнал “Зеленая книга”. Экологическая акция “Не рубите, люди, елок!” “Цветочный мир Земли” (просмотр слайдов). Реальность и фантазия. Мифы и легенды о цветах (роза, гиацинт, нарцисс).
- Пернатые друзья.(б часов) Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция “Пернатые друзья”. Составление “Красной книги” исчезающих птиц родного края. Конкурс кормушек.
- Загадки животного мира.(5 часов) Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. Изготовление условных знаков, экологических памяток. КВН “Эта хрупкая планета”.
- Оранжерея на окне.(4 часа) Выбор цветов для клумбы. Отбор семян. Посев семян. Правила безопасности при работе с инвентарём. Уход за ростками.
- Проект “Моя клумба”.(2 часа) Планирование проектной деятельности. Конкурс разработок проектной деятельности. Реализация проектов: “Королевство цветов”, “Цветочная горка”, “Школьный двор”. Выбор материалов.
- Подготовка участка к высадке ростков. Выбор дизайнерского оформления. Реализация проекта.
- Человек - часть живой природы.(Зчаса) Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море? Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.
- Уголок хорошего настроения.(2 часа) “Праздник цветов” Музыкально-литературный праздник. Уроки гнома эконома.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка “Зеленая планета”, формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
Самоопределение:
- формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
- экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
- самооценка на основе критериев успешности деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к мнению одноклассников;
- приобретение первоначальных навыков сотрудничества в группах, парах, коллективе, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);
- умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
- умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
- умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
- умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
- умение удерживать цель;
Познавательные:
- умение отбирать информацию по теме;
- анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской деятельности, при проведении опытов;
- умение выявлять и формулировать проблему;
- представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
- представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
- представление о значении природы для человека;
- умение различать изученные комнатные растения;
- умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- осуществлять природоохранную деятельность;
- умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
Коммуникативные:
- умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
- умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
- умение согласовывать свои действия с группой.
В программе кружка “Зеленая планета” описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать:
- Секреты живой и неживой природы
- Условия, необходимые для жизни растений и животных станицы
- Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
- Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
- Оказывать помощь птицам в зимнее время
- Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой К концу второго года обучения школьники должны уметь
1. У меть выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами. К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1. Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы
3. Некоторые охраняемые растения и животные родного края.
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
Нравственные и правовые принципы природопользования
Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4-го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Первый уровень результатов освоения программы кружка “Зеленая планета” будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии на природу, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.
Программа кружка “Зеленая планета” способствует формированию у младших школьников
следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Методические рекомендации
Программа подготовлена для детей 7-11 лет. Ее реализация рассчитана 135-часовой курс, в котором около половины отведенного времени составляют практические задания. Продолжительность образовательного процесса - 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время. Количество обучающихся в группах - 15-20 человек.
Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы края учитель может осуществлять посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания “круглого стола”, рейды на природу и т. п.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию нравственных чувств (любовь, жалость, сопереживание) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы кружка “Зеленая планета” может стать создание экологической выставки поделок из природного материала, стенда, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил: не навязывать готового решения, не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном, подчеркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем, предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Оценка знаний осуществляется на словесном уровне, в форме проведения выставок, конкурсов, игр и театральных представлений. Дети отметок не получают, и поэтому каждый при такой работе чувствует себя уютно, ведь он поднимается по своей ступеньке знания и развития. Кто-то это делает быстрее и успешнее, кто-то медленнее, с трудностями, но дети в освоении темы идут все вместе, одним коллективом, помогая друг другу, радуясь своим успехам и успехам товарищей. Практикуются групповые защиты творческих работ учащихся.
Все перечисленные методы организации творческих работ в кружке “Зеленая планета” способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд. | ||
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997. | 1 | |
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964 | 1 | |
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996 | 1 | |
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества -М, 1995. | 1 | |
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. -• Ярославль: Академия развития, 1997 | 1 | |
Рянжин СВ. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 | 1 | |
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? -М.: Дрофа, 1995 | 1 | |
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, 1997 | 1 | |
2. Печатные пособия. | ||
Плакаты “Растения и животные родного края” | 3 | |
3. Технические средства обучения. | ||
Интерактивная доска, диски “Живая и неэюивая природа”, компьютер. | ||
4. Экранно-звуковые пособия. | ||
Магнитофон. | 1 | |
5. Игры и игрушки. | ||
Лото “Собери животное” | 1 | |
6. Оборудование класса. | ||
Доска, стенд, полки для поделок. |
Ресурсы реализации программы.
|
|
|
Кадровые |
компьютерная техника; фотоаппаратура; садовый инвентарь; кабинет; стенд для выставки рисунков; материалы и средства для оформительской деятельности; |
соблюдение правил техники
безопасности; соблюдение норм и правил поведения во время занятий, экскурсий; правила передвижения по улицам и дорогам; соблюдение природоохранных действий человека в природе; создание сплоченного творческого коллектива; |
комплекты учебных пособий; энциклопедии, справочники; записи песен; документально-правовая база по ФГОС; научно-популярная и художественная литература по экологическому воспитанию; демонстрационные материалы; презентации; |
библиотекарь; учитель; |
Нормативно-правовая и документальная основа.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ”.
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Литература:
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
- Королева, А.В. "Естествознание для малышей" журнал "Начальная школа" .
- Кульневич, СВ.., Лакоценина, Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов.
- Молодова, Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”.
- Морозова, Е.Е., Евдокимова, Е.Г., Исаева, О.А. “Эколого-образовательный проект “Растём вместе”. Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ “Наука” 2011.57 с.
- Морозова, Е.Е., Пономарева, О.Н., Федорова, О.А., Золотухина, О.А. “Эколого-образовательный проект “Школа добрых дел”. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.