Участники: учителя английского языка
Форма проведения: семинар.
Оборудование: раздаточный материал с
характеристикой педагогических технологий.
компьютер, проектор, экран для демонстрации
презентации ведущего.
ХОД СЕМИНАРА
«Нельзя более мириться со школой,
которая отстала от своего времени на сто лет, с ее
пустословием,
прописными истинами, безнадежно устаревшими
учебниками, письменными работами, зубрежками и
оттарабаниванием уроков».
С. Френе.
1. Понятие педагогической технологии
Ведущий. (Слова ведущего
сопровождаются презентацией – Приложение
1)
Проблема организации учебного процесса с
использованием современных педагогических и
информационных технологий является одной из
самых актуальных в преподавании иностранного
языка.
– Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомимся с
различными технологиями, которые вы можете
использовать на своих уроках.
Существует несколько определений
педагогической технологии. Вот некоторые из них.
Педагогическая технология – это продуманная во
всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя.
Педагогическая (образовательная) технология –
это система функционирования всех компонентов
педагогического процесса, построенная на
научной основе, запрограммированная во времени и
в пространстве и приводящая к намеченным
результатам.
Технологический подход к обучению
предусматривает точное управление учебным
процессом и достижение поставленных учебных
целей.
2. Структура педагогической технологии
Педагогическая технология имеет вертикальную и горизонтальную структуры:
В вертикальной структуре выделяют
четыре класса образовательных
технологий:
Метатехнологии – представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы.
Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень).
Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.
Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов или объектов, технологии изучения данной темы, технология занятия, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Микротехнологии – это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный) уровень.
Примеры:технологии формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств.
Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:
- Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением отдельной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики.
- Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием цели, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
- Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
3. Признаки педагогических технологий
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, Е.С Полат) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям:
1. Чёткая, последовательная педагогическая,
дидактическая разработка целей обучения,
воспитания;
2. Структурирование, упорядочение, уплотнение
информации, подлежащей усвоению;
3. Комплексное применение дидактических,
технических, в том числе и компьютерных средств
обучения и контроля;
4. Усиление, насколько это возможно,
диагностических функций обучения и воспитания;
5. Гарантированность достаточно высокого уровня
качества обучения.
4. Виды педагогических технологий (учителям предлагается раздаточный материал с характеристикой педагогических технологий Приложение 2)
– По направлению к модернизации и отношению к традиционной образовательной системе можно выделить следующие группы технологий:
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений.
Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся – педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. К ним относятся: игровые технологии, проблемное обучение.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. К ним относятся: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии.
Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений. К ним относятся: технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии.
Педагогические технологии на основе современных информационно-коммуникационных средств. Это новая группа технологий выделена в силу того, что применение данных средств не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но создает небывалые условия для его развития. Современные средства обучения так или иначе связанны с информационными технологиями, в первую очередь с компьютерными, коммуникационными. Например, мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Таким образом, одним из важных направлений в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
А главная задача учителя английского языка состоит в том, чтобы:
– создать условия практического овладения
языком для каждого учащегося;
– выбрать такие технологии обучения, которые
позволили бы каждому ученику проявить свою
активность, своё творчество;
– активизировать познавательную деятельность
учащегося в процессе обучения английскому языку.
Список литературы:
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.
- Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2008