Цель: Закрепление первоначальных представлений о морских обитателях.
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания о морских обитателях, используя различные приёмы работы с бумагой. Учить отгадывать загадки. Решать проблемные ситуации.
Развивающие: Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь детей. Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: ОО
«Коммуникативная», ОО «Познание»,
ОО «Чтение художественной литературы», ОО
«Музыка», ОО «Художественное творчество», ОО
«Здоровье».
Предварительная работа: Беседы о живых организмах морей и океанов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, д/игры «Угадай, где живёт», «Кто лишний?» и др.
Материал: Видеосюжет о подводном мире. Формы «камней» из ткани с цифрами, красный круг с загадками. Картинки (кит, дельфин, акула, медуза, краб, конёк, осьминог, черепаха). Бумага, ножницы, клей, фломастеры, фонограмма музыки, магнитофон, мультимедийная установка.
Ход деятельности:
Организационный момент
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение:
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки–
Привет от родимой земли!
И ночью и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.
– Про что это стихотворение?
Дети: Про море.
Воспитатель: Правильно про море, а сейчас посмотрите видеосюжет о подводном мире моря. (Звучит музыка моря).– Что можно сказать про море, какое оно?
Дети: Глубокое, волшебное, разноцветное…
Воспитатель: А вы хотели бы оказаться на дне морском?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, на каком транспорте можно совершить такое путешествие?
Дети: На подводной лодке.
Воспитатель: Правильно, а из чего мы можем соорудить нашу подводную лодку?
Дети: Можно поставить стульчики по кругу на ковре, это будет наша подводная лодка.
Воспитатель: А что ещё не хватает, как нам пройти на лодку?
Дети: Нужно сделать трап, по которому мы зайдём на лодку, можно взять ребристую доску или верёвку.
(Дети решили положить ребристую доску, воспитатель предлагает разуться и пройти на «лодку»)
Воспитатель: Ребята закройте глаза, представьте, что наша лодка погружается на морское дно.
(Звучит музыка, воспитатель раскладывает «камни с цифрами» (разные формы из ткани) имитируя «дно моря», к выходу кладёт красный бумажный круг).
Воспитатель: Дети открывайте глаза, вот и произошло «погружение».
Дети: Посмотрите, красный круг.
Воспитатель: Может это, какое-то предупреждение? Сейчас посмотрим. Это загадки, ребята выходите, вставайте на «камни с цифрой», называйте свою цифру, а я буду вам зачитывать загадки, под вашим «камнем» картинка-отгадка, после того как вы отгадаете, достаньте её и положите рядом с «камнем».
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит,
Так живёт на свете … (кит).Настоящий он циркач,
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть … (дельфин).Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула,
И ушла на дно … (акула).Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу! – грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? – … (медуза).Он клешнями щиплет больно,
И кричит: ”С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб”.
Распугал соседей … (краб).На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок –
Прыгает морской … (конек).Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (Краб)Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я – … (осьминог).Кто же в море,
В каменной рубахе?
В каменной рубахе,
В море … (черепахи).
(Звучит музыка «шум моря»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему море зашумело, заплескалось?
Дети: Наверное оно радуется, что мы отгадали загадки. Радуется, что появились морские обитатели. Морю было скучно. Говорит нам спасибо…
Воспитатель: Я тоже так думаю, а давайте мы с вами поиграем с морем.
Динамическая пауза. Игра «Море волнуется» (Звучит музыка Сен-Санса «Аквариум»).
Море волнуется раз, (взмахи руками в стороны)
Море волнуется два, (кружатся, танцуют…)
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри! (дети
останавливаются, изображая морскую фигуру)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько, много морских обитателей, как вы думаете, кого не хватает?
Дети: Ракушек.
Воспитатель: Может их можно сделать? А из чего можно сделать ракушки?
Дети: Из бумаги, нарисовать и вырезать …
Воспитатель: Проходите к столом.
(На столах бумага, ножницы, клей, фломастеры)
Воспитатель: Ребята вспомните, какие по форме бывают ракушки, подумайте, как можно сделать ракушку из бумаги.
Дети: Можно сложить листок пополам,
нарисовать ракушку и вырезать.
Можно свернуть большой кулёчек, склеить его,
потом нарисовать фломастером и вырезать…
Дети делают ракушки, воспитатель по надобности проводит индивидуальную работу склеивают, наносят рисунок, вырезывают. (Звучит лёгкая музыка моря)
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились красивые ракушки, как вы думаете, чтобы вам сказали обитатели моря?
Дети: Поблагодарили нас, обрадовались…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда нам положить ракушки?
Дети: Мы их подарим нашему морю.
(Дети раскладывают ракушки на «морское дно»)
Воспитатель: Какую пользу приносят ракушки?
(Дети рассказывают, как ракушки находят еду в иле морского дна, так они очищают ил и воду от мельчайших организмов и растительных остатков)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Можно сказать, какую пользу сделали вы?
Дети: Мы сделали много полезных ракушек.
Воспитатель: Вы просто молодцы! Слышите, море радуется! (Звучит весёлая музыка моря)
(Дети испытывают успех, радуются)
Воспитатель: Нам пора возвращаться, проходите на нашу лодку, приготовьтесь к подъёму, закройте глаза, представьте, как всплывает наша лодка.
(Звучит лёгкая музыка моря)
Воспитатель: Вот мы и дома!