Образовательная ситуация по экологическому воспитанию с элементами художественного творчества "Путешествие на морское дно"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепление первоначальных представлений о морских обитателях.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания о морских обитателях, используя различные приёмы работы с бумагой. Учить отгадывать загадки. Решать проблемные ситуации.

Развивающие: Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь детей. Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: ОО «Коммуникативная», ОО «Познание»,
ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка», ОО «Художественное творчество», ОО «Здоровье».

Предварительная работа: Беседы о живых организмах морей и океанов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, д/игры «Угадай, где живёт», «Кто лишний?» и др.

Материал: Видеосюжет о подводном мире. Формы «камней» из ткани с цифрами, красный круг с загадками. Картинки (кит, дельфин, акула, медуза, краб, конёк, осьминог, черепаха). Бумага, ножницы, клей, фломастеры, фонограмма музыки, магнитофон, мультимедийная установка.

Ход деятельности:

Организационный момент

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение:

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки–
Привет от родимой земли!
И ночью и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.

– Про что это стихотворение?

Дети: Про море.

Воспитатель:  Правильно про море, а сейчас посмотрите видеосюжет о подводном мире моря. (Звучит музыка моря).– Что можно сказать про море, какое оно?

Дети: Глубокое, волшебное, разноцветное…

Воспитатель: А вы хотели бы оказаться на дне морском?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, на каком транспорте можно совершить такое путешествие?

Дети: На подводной лодке.

Воспитатель: Правильно, а из чего мы можем соорудить нашу подводную лодку?

Дети: Можно поставить стульчики по кругу на ковре,  это будет наша подводная лодка.

Воспитатель: А что ещё не хватает, как нам пройти на лодку?

Дети: Нужно сделать трап, по которому мы зайдём на лодку, можно взять ребристую доску или верёвку.

(Дети решили положить ребристую доску, воспитатель предлагает разуться и пройти на «лодку»)

Воспитатель: Ребята закройте глаза, представьте, что наша лодка погружается на морское дно.

(Звучит музыка, воспитатель раскладывает «камни с цифрами» (разные формы из ткани) имитируя «дно моря», к выходу кладёт красный бумажный круг).

Воспитатель: Дети открывайте глаза, вот и произошло «погружение».

Дети: Посмотрите, красный круг.

Воспитатель: Может это, какое-то предупреждение? Сейчас посмотрим. Это загадки, ребята выходите, вставайте на «камни с цифрой», называйте свою цифру, а я буду вам зачитывать загадки,  под вашим «камнем» картинка-отгадка, после того как вы отгадаете, достаньте её и положите рядом с «камнем».  

  1. Он, как дом, огромный,
    Но спокойный, скромный.
    В море ест и в море спит,
    Так живёт на свете … (кит).

  2. Настоящий он циркач,
    Носом отбивает мяч.
    Знают и француз, и финн:
    Любит поиграть … (дельфин).

  3. Эта рыба – хищник злой,
    Всех проглотит с головой.
    Зубы показав, зевнула,
    И ушла на дно … (акула).

  4. Плавает прозрачный зонтик.
    “Обожгу! – грозит. – Не троньте!”
    Ручки у нее и пузо.
    Как зовут ее? – … (медуза).

  5. Он клешнями щиплет больно,
    И кричит: ”С меня довольно!
    Я устал. Я вам не раб”.
    Распугал соседей … (краб).

  6. На лошадку так похожа,
    А живет-то в море тоже.
    Вот так рыбка! Скок да скок –
    Прыгает морской … (конек).

  7.  Ловко мусор собирает,
    Дно морское очищает.  (Краб)

  8. Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском,
    Голова и восемь ног – 
    Вот и весь я – … (осьминог).

  9. Кто же в море,
    В каменной рубахе?
    В каменной рубахе,
    В море … (черепахи).

(Звучит музыка «шум моря»)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему море зашумело, заплескалось?

Дети: Наверное оно радуется, что мы отгадали загадки. Радуется, что появились морские обитатели. Морю было скучно. Говорит нам спасибо…

Воспитатель: Я тоже так думаю, а давайте мы с вами поиграем с морем.

Динамическая пауза. Игра «Море волнуется» (Звучит музыка Сен-Санса «Аквариум»).

Море волнуется раз, (взмахи руками в стороны)
Море волнуется два, (кружатся, танцуют…)
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!  (дети останавливаются, изображая морскую фигуру)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько, много морских обитателей, как вы думаете, кого не хватает?

Дети: Ракушек.

Воспитатель: Может их можно сделать? А из чего можно сделать ракушки?

Дети: Из бумаги, нарисовать и вырезать …

Воспитатель: Проходите к столом.

(На столах бумага, ножницы, клей, фломастеры)

Воспитатель: Ребята вспомните, какие по форме бывают ракушки, подумайте, как можно сделать ракушку из бумаги.

Дети: Можно сложить листок пополам, нарисовать ракушку и вырезать.
Можно свернуть большой кулёчек, склеить его, потом нарисовать фломастером и вырезать…

Дети делают ракушки, воспитатель по надобности проводит индивидуальную работу склеивают, наносят рисунок,  вырезывают. (Звучит лёгкая музыка моря)

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились красивые ракушки, как вы думаете, чтобы вам сказали обитатели моря?

Дети: Поблагодарили нас, обрадовались…

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда нам положить ракушки?

Дети: Мы их подарим нашему морю.

(Дети раскладывают ракушки на «морское дно»)

Воспитатель: Какую пользу приносят ракушки?

(Дети рассказывают, как ракушки находят еду в иле морского дна, так они очищают ил и воду от мельчайших организмов и растительных остатков)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Можно сказать, какую пользу сделали вы?

Дети: Мы сделали много полезных ракушек.

Воспитатель: Вы просто молодцы! Слышите, море радуется! (Звучит весёлая музыка моря)

(Дети испытывают успех, радуются)

Воспитатель: Нам пора возвращаться, проходите на нашу лодку,  приготовьтесь к подъёму, закройте глаза, представьте, как всплывает наша лодка.

(Звучит лёгкая музыка моря)

Воспитатель: Вот мы и дома!