Роль игровых приемов в развитии общения детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Кроме того, сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования предъявляемые к структуре дошкольного образования основной общеобразовательной программы определяют уровень достижения планируемых результатов и в области общения дошкольника “- это ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками (в зависимости от ситуации)” Кроме того, в программе по которой работает наш детский сад, определено: “Общение и разнообразные деятельности выступают как главное условие усвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания”.

Программой определены параметры развития и способы фиксации совместной детской деятельности, где сказано, что ребёнок - выпускник детского сада может работать в едином темпе и ритме с другими детьми.

Речь идёт об общегрупповом темпе, который может возникнуть только при нормальной организации жизни в детском саду, где приоритетом являются дружеские связи детей, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе.

Между тем, наши наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, многим из которых исполнилось четыре года испытывают трудности в общении со сверстниками. Отсутствует коммуникативная потребность в общении, интерес друг к другу, наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества. Ситуация осложнялась адаптацией детей к условиям детского сада.

И перед нами встала задача, какие создать условия, какие создавать игровые ситуации, в которых дети вынуждены будут, решая игровые задачи, обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Проанализировав методическую литературу по социо-игровой педагогике, деятельность педагогов практиков по внедрению социо-игровых приемов для развития общения младших дошкольников, мы посчитали, что самыми эффективными приёмами развития общения младших дошкольников являются игровые приёмы вообще и социо-игровая педагогика в частности.

На основе пособия “ Развитие талантов ребенка через игру” В.М Букатова, основываясь на практике педагогов, использующих социо-игровую педагогику, нами была подобрана серия из социо-игровых приемов, целью которых - обратить, направить внимание и интересы детей друг на друга.

На первом этапе нами использовались игровые приемы, задания, которые пробуждают интерес друг к другу (или зависимость друг от друга). Многие из этих игр повышают мышечную мобилизованность. Это игры (по классификации В.Букатова) игры для рабочего настроя. К этим приемам мы отнесли следующие группы игр:

- Игры в кругу.

На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогали нам налаживать доброжелательную атмосферу в группе, помогали снять эмоциональное напряжение детей.

“Подари улыбочку”,“Здравствуй”, “Доброе утро”, “Давайте поздороваемся”,“Солнечные лучики”, “Ручеёк радости”,“Мы стоим рука в руке”,“Пузырь”, “Карусель”, “Поздороваемся необычно”.

На следующем этапе - чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играли в “Волшебную палочку”.

Для начала выбирались самые близкие темы для игры:“Как тебя называют ласково?”,“Любимая игрушка”,“Я люблю когда...”.

Потом постепенно вводился вариант “Волшебной палочки” дидактического характера: “Найди предмет определенного цвета”, “Домашние животные”, “Какой?”,“Какой бывает каша, вода и т.д.”, “На что похоже?”.

Кроме того, чтобы дети учились слушать друг друга, не мешать друг другу, нами использовался прием “Что слышно за дверью, за окном”.

Чтобы дети чувствовали партнера, “дружочка” мы играли в такие игры как: “Сапожки”,“Поезд”.

Чтобы сначала направить детей друг на друга, а потом предоставить ребенку возможность осознать, что он может помочь “дружочку”, мы использовали следующие приемы: “Кто во что одет?”, “Ветер дует на того...”, “Дом мод”, “Зеркало”,“Ты дрозд - я дрозд”, “Дружная парочка”, “Выложи фигуру веревочкой”.

Чтение стихотворений “с дружочком” - условием такого исполнения являлось то, что дети должны держаться за руки и помогать рассказывать стихотворение своему товарищу.

Следующая группа игровых приемов, применяемая нами для развития общения младших дошкольников, это “игры разминки-разрядки”.

Опираясь на опыт использования таких игр “социо-педагогами” во второй младшей группе, мы, не учитывая темп исполнения, начали играть в “Руки-ноги”.

Широко нами применялись всевозможные хороводные игры. Хороводы помогали детям не только психологически и деятельностно отдохнуть, но и помогали сплотиться.“Бабушка Маланья”, “По дорожке Настя шла”, “Каравай”, “Коза”, “Дядя Трифон”, “Колпачок”.

Если говорить о группе игр для творческого самоутверждения, то такие игры помогали нам развивать не только творческую активность. Как правило, эти игры подразумевают объединение в группы. И они помогали нам привлекать внимание одной группы к другой. Среди них:“Мишка - косолапый”,“Зайка беленький сидит”,“Животные”,“Магазин игрушек”.

Говоря о развитии общения младших дошкольников, нужно отметить, что обратить детей друг на друга, учить оказывать посильную помощь “дружочку”, можно и входе продуктивной деятельности. Это может быть и совместное конструирование, лепка парой, тройкой, коллективные работы.

Большую возможность для применения игровых приемов дают и интегрированные занятия. В ходе которых, создаются условия для направленности детей друг на друга, для решения задачи по развитию общения детей младшего дошкольного возраста.

Анализ использования игровых приемов в развитии общения младших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы.

У большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками. Появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Литература.

1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 63 с.

2. Букатов В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. – СПб.: Речь, 2009. – 189 с.

3. Задровская И.А. Размышления социо-игровых технологиях в ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. - Красноярск, 2003. - С.53.

4. Кулакова З.Н. Использование приемов социо-игровой педагогики для развития коммуникативных умений воспитанников ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. - Красноярск,2003.-С.29-33

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: 1986. – 150 с.

6. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

7. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 416 с.

8. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 288 с.