В последние годы образовательные учреждения участвуют в реализации Муниципальной Модели Профильного Обучения: осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов и профильное обучение старшеклассников. На данном этапе деятельности ОУ обращают большое внимание на профессиональное самоопределение детей, при этом развитию личностных особенностей учащихся часто уделяют недостаточное внимание. Вместе с тем, профессиональное становление учащихся невозможно без полноценного личностного развития. Это особенно актуально на этапе предпрофильной подготовки учащихся в 8 классе, т.к. центральным личностным новообразованием этого возрастного периода является активное развитие самосознания подростка, а именно чувства взрослости и «Я-концепции».
Говоря о возрастных особенностях, следует отметить, что возраст 13-14 лет, часто называют периодом открытия Я, когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего я хочу и что могу?».
Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, изменение самооценки – эти и многие другие явления, которые в психологии обобщаются понятиями «самопознания», «образа-Я», Я-концепции» рассматриваются практически всеми исследователями как наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проводить работу, способствующую развитию самопознания.
Реализация программы: «В поисках своего Я» способствует полноценному развитию личности подростка, помогает ему понять других людей, определить отношение к самому себе и наметить некоторые жизненные перспективы.
Цель: Содействие процессу личностного развития, формированию предпосылок для развития позитивной «Я-концепции».
Задачи:
– способствовать развитию интереса к
самому себе, формировать собственную культуру
самопознания,
– содействовать расширению самосознания
подростков,
– формировать у участников установку на
саморазвитие в рамках занятий,
– познакомить с основными состояниями человека
(Ребенок, Взрослый, Родитель) и их поведенческими
проявлениями,
– стимулировать развитие рефлексивных
способностей,
– способствовать осознанию учащимися
жизненных целей и трудностей на пути к их
достижению.
Принципы построения программы:
- Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации, доступность изложения.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития.
- Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие базируется на предыдущем и является основой следующего за ним.
- Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
- Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их доверии друг к другу.
- Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.
Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные функции.
Первый блок: «Я-концепция и её ключевые компоненты» направлен на развитие у учащихся интереса к изучению себя, определение своих потенциальных возможностей, способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств личности.
Второй блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» ориентирован на ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями, рефлексию собственного поведения.
Третий блок: «Саморазвитие личности» включает в себя игры и упражнения, способствующие осознанию у учащихся необходимости определения жизненных целей, ориентиров и наметить пути их достижения.
Программа предназначена для учащихся 8-х классов ОУ с низкой потребностью в самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной траектории.
Программа состоит из 10 занятий общей продолжительностью – 10 часов. Время проведения одного занятия – 1 час (астрономический). Каждый блок программы состоит из определённого количества занятий: первый блок – 4 занятия (4 часа); второй блок – 3 занятия (3 часа); третий блок – 3 занятия (3 часа). Частота проведения занятий составляет 1-2 раза в неделю.
Количество занятий не является неизменным и может быть увеличено в зависимости от конкретных результатов работы группы и достижения поставленных целей.
Занятия проходят в групповом режиме. Для более эффективного проведения занятий количество участников группы не должно превышать 15 человек.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Форма проведения |
Кол-во часов |
I Блок: «Я-концепция и её ключевые компоненты» |
|||
1 | Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? | Беседа, разминочные игры, психологические упражнения, анкетирование, тестирование, тематический рисунок, наблюдение, самоанализ. | 1 час |
2-3 | Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница. | 2 часа | |
4 | Я в глазах других людей. | 1 час | |
II Блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» |
|||
5 | Три состояния личности. Внутренний Ребёнок: какой он? | Наблюдение, беседа, психологические упражнения, разминочные игры, тематический рисунок, групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование. | 1 час |
6 | Внутренний Родитель: какой он? | 1 час | |
7 | Внутренний Взрослый: какой он? | 1 час | |
III Блок: «Саморазвитие личности» |
|||
8 | Каким я хочу быть? | Разминочные игры, дискуссии, психологические упражнения, моделирование ситуаций, беседа, тематический рисунок, анкетирование. | 1 час |
9 | Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. | 1 час | |
10 | Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. | 1 час | |
Всего: | 10 ч. |
Прогнозируемый результат:
- Развитие рефлексии учащихся;
- Составление личностного психологического портрета;
- Формирование умения построения жизненной перспективы и преодоления жизненных трудностей;
- Осознание потребности в личностном саморазвитии и самоопределении;
- Формирование предпосылок для развития позитивной «Я-концепции».
Список литературы, используемый при создании программы:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: 2006.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.М.: 2006.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: 2006.
- Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: 2004.
- Селевко Г.К. Найди себя. М.: 2006.
- Селевко Г.К. Найди свой путь. М.: 2006.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М.: 2000.
- Таджиева Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). М.: 2005.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 1-4 часть. М.: 1998.