Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Система профессионально-трудовой подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни.
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).
За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции деятельности.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.
Современная дидактика, рассматривая процесс обучения, выделяет в нем образовательную, воспитательную и развивающую функции. Они тесно связаны между собой и, осуществляясь в диалектическом единстве, взаимно обусловливают друг друга. Образовательная функция предполагает усвоение знаний, навыков, конкретных умений, предусмотренных учебными программами. Воспитательная — содержит формирование нравственных, трудовых, эстетических понятий, убеждений, потребностей, идеалов и нравственного поведения. Вместе с тем обе эти функции решают задачу развития учащихся. Их результаты служат как показателями образованности и воспитанности, так и развития школьников.
Однако ориентация обучения только на образовательную и воспитательную функции не может удовлетворить потребности общества, так как при этом развитие учащихся обеспечивается недостаточно. Во многих педагогических и психологических исследованиях показана необходимость такого обучения, в котором развивающая функция занимает одно из ведущих мест. Оно получило название «развивающего обучения». Отмечая его необходимость, Л. В. Занков писал, что дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область.
Коррекционно-развивающее обучение представляет систему комплексных мер педагогического воздействия, направленных на исправление различных особенностей развития личности в целом, поскольку любой дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, снижает социальную полноценность ученика во всех ее проявлениях.
Развивающий характер обучения в коррекционной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие без коррекции их мышления и нарушенных психофизиологических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в специальной школе носит коррекционно-развивающий характер.
Программы профессионально-трудового обучения построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить как они выполняются.
Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
- знать контурные срезы изделий и их названия;
- уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
- определять последовательность выполнения задания;
- выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий развивающего обучения в процессе профессионально-трудового обучения.
В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:
- коррекция и развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на уроках швейного дела;
- обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных,скоростных показателей и выносливости в труде;
- развитие самостоятельной ориентации.
Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских.
По цели использования наглядные средства можно разделить на несколько групп:
- Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).
- Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (предметные карты, предметно-технологические, инструкционные карты, планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).
На протяжении 20 лет в своей педагогической практике я в системе использую предметные, предметно-технологические карты, инструкционные карты.
Так, предметная карта отражает основные операции изготовления изделия, предусмотренного программой по швейному делу.На ней располагаются в определенной последовательности прикрепленные образцы одного изделия, а также могут располагаться инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта.
Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых операций, т.е. изменение формы и размеров объекта.Используются для объяснения последовательности выполнения технологического узла и при проверке знаний учащихся о порядке выполнении предстоящей работы.
Разборные предметно-технологическиекарты, содержащие кроме предметных образцов, набор табличек с названием технологических операций более полно отражают план работы.Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.
Инструкционные карты представляют собой план изготовления изделия, который отражает те предметные образцы, которые расположены между кроем и законченным изделием и каждый образец соответствует технологической операции.Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися (Приложение 1-10). Данные виды карт, в основном, используются в старших классах.
Предметные, предметно-технологические и инструкционные карты разработаны на все изделия, предусмотренные программой по швейному делу в 5-9 классах, и используются на различных этапах урока. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение предметных, предметно-технологических, инструкционных карт.
Многолетний опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у школьниц вырабатываются устойчивые умения и навыки. А именно предметные, предметно-технологические и инструкционные карты:
- способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например: обработка срезов обтачкой; обработка манжеты на рукаве и т.д.);
- развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий);
- у учащихся вырабатываются контролирующие действия;
- карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке;
- способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков;
- позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;
- повышают работоспособность;
- формируют основные компоненты любого трудовогоприема: результат, орудие труда, двигательная программа
Анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) свидетельствует о том, что мои воспитанницы получают достаточную подготовку по швейному делу. Учащиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них сформированы навыки и умения самостоятельной работы.
Методы и приемы по формированию преставлений и развитию планирующих умений у детей с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Для успешного овладения обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовыми навыками в своей практике использую разнообразные методы и приемы работы с предметными, предметно-технологическими и инструкционнымикартами.
Метод сравнения играет большую роль в усвоении учащимися знаний и формировании у них понятий. Он помогает выявлять общие и различные признаки предметов. Учащиеся начинают быстрее ориентироваться в задании, точнее дифференцировать отдельные признаки, повышается активность.В процессе сравнения образцов или предметных карт производятся разнообразные умственные операции (Приложение 11; Приложение 17).
Метод создания проблемной ситуации играет большую роль в развитии познавательной деятельности. Для того чтобы достичь цели, я руководствуюсь следующими принципами:
- систематически создаю при работе с картами проблемную ситуацию и подключаю к ее решению всех учащихся;
- четко, конкретно ставлю проблемный вопрос;
- доброжелательно отношусь к ответам учащихся;
- придаю проблемной ситуации эмоциональную окраску;
- использую разнообразные виды карт в целях конкретизации проблемного вопроса.
Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем тренировочных упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер.Организация тренировочных упражнений включает, помимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов при отработке приема. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.
Использую элементы коллективного способа обучения (КСО), где школьницы работают в парах сменного состава.
Для активизации учебной работы использую различные игровые приемы, например «Найди пару».
Каждая ученица получает конверт с карточками. Одна половина из них включает термины, описание ручных и машинных операций, а другая – предметные карты на образцы швов тканей и т.д. Необходимо за 2 мин. Подобрать к каждой карточке пару. Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля (Приложение 15-16). Игра «Лото» (Приложение 12); игра «Домино»; «Найди пару»
Огромную роль играют предметные, предметно-технологические и инструкционные карты в анализе образца изделия. Так, при анализе образца я опираюсь на чувственное восприятие, используя зрение, слух, мышечное чувство учащихся. Благодаря этому создается взаимодействие всех анализаторов, при котором один дополняет и контролирует другой. У детей более точно дифференцируются ощущения, достигается глубина и полнота представлений, обогащается весь их чувственный опыт, это помогает им ориентироваться в задании и способствует успешному самостоятельному изготовлению указанных объектов.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. После общей характеристики, при которой используется стенд «Анализ образца», более подробно рассматривается обработка отдельных узлов.
Так в пятом классе, для закрепления последовательности изготовления и характеристики швов использую части разборной технологической карты.Например: провожу упражнение по составлению последовательности выполнения двойного шва, предлагаю отдельные карточки с операциями поставить в нужной последовательности (Приложение 1-2).
При анализе образца по теме «Обработка горловины сорочки подкройной обтачкой» в 6 классе придерживаюсь следующей очередности: выяснение назначения изделия и принадлежности его к определенной группе одежды, швы, применяемые при обработке срезов. Для прочного усвоения всех этапов работы использую разборную предметно-технологическую карту и натуральные образцы изделия (Приложение 6). Для прочного усвоения терминологии по определенным темам использую стенд «Технологический букварь» (Приложение 18).
Словесный отчет о последовательности работы затрудняет многих учащихся, особенно в пятом классе, поэтому использование предметно-технологических карт и наводящих вопросов позволяет девочкам рассказывать о порядке предстоящей практической работы.
Варианты заданий и виды работ с предметными, предметно-технологическими, инструкционными картами
- Обучение планированию провожу в такой последовательности, которая способствует осознанию составленного пооперационного плана. В старших классах ученицы перед изготовлением изделий составляют план работы, используя элементы предметной карты, при этом могут получиться различные варианты планов, затем обсуждают его в групповой беседе, доказывая целесообразность выполнения первой той или иной операции.
- Использую карты для проведения вводного и текущего инструктажа, выработки контрольных действий;
- Использую при изготовлении различных швейных изделий, включающих обработку закругленных срезов обтачкой, следующий алгоритм:
- Наложить обтачку и приметать;
- Притачать обтачку;
- Вывернуть обтачку;
- Выметать кант;
- Настрочить обтачку (Приложение 6).
Приведенный план работы с небольшими изменениями можно использовать при изготовлении многих швейных изделий.
- Применяю предметно-технологические карты, на которых в определенной последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности (Приложение 13).
- Для активизации планирующих действий предлагаю задания, в ходе которых школьницы самостоятельно подбирают предметные образцы соответственно пунктам плана и выставляют карточки с текстом или предметы на стенде (Приложение 14).
- При обучении словесному отчету провожу беседу и постепенно подвожу учащихся к составлению более подробного отчета, требующею упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: Из какого материала изготовлено данное изделие? С какой операции начинала работу? Найди эту операцию на предметной карте и расскажи о ней? и т.д. В данном случае карта служит как опорный конспект при отчете о проделанной работе
- Для формирования произвольного внимания, зрительно-слуховой памяти, развития связной речи, выработки навыков контроля использую следующую установку: «Я буду выполнять работу и объяснять свои действия, а вы после этого расскажите, что и в каком порядке я делала, используя предметно-технологическую карту».
- Для закрепления правильных приемов работы учащиеся используют таблички на карте с описанием технологической операции, затем пересказывают и уже осознано начинают выполнять задание практически.
Заключение
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытоми, прежде всего, для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков.
Использование предметной наглядности в виде предметных, предметно-технологических, инструкционных карт стимулируют обучение. У детей более точно дифференцируются ощущения, достигается полнота их представлений о данном изделии.
Все упражнения с предметно-технологическими картами развивают ориентировочные и планирующие умения. Учащиеся разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии, умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них формируются навыки и умения самостоятельной работы.
Список литературы
- С.Л.Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980
- В.М.Казакевич, В.А.Поляков «Основы методики трудового обучения», М., Просвещение, 1983
- А.Н.Смирнова «коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982
- «Трудовое обучение во вспомогательной школе» Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М., Просвещение, 1988
- «Школа и производство», № 3, 1986, Е.В.Васильченко «Занятия по технологии швейных изделий»
- «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»
- Н.П.Коркунова «Методическое руководство и контроль осуществления коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных школах»
- В.Г.Петрова «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы», М., Просвещение 1983
- С.Л.Мирский «Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999
- «Школа и производство» № 5, 1997, И.В.Яркова «Учебные игры в изучении технологии».