Вулканы, гейзеры, горячие источники

Разделы: География


Цель урока: изучение вулканов и гейзеров.

Задачи:

  • Образовательные – сформировать понятие «вулкан», дать знания о вулканах, о гейзерах и горячих источниках.
  • Развивающие – развивать практические навыки работы с контурной картой, формировать идею постоянного развития земной коры.
  • Воспитательные – воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок – беседа + практика.

Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, контурные карты, дополнительный материал по теме, компьютер/телевизор, ЦОР.

ХОД УРОКА

Этап 1: Организационный

Сообщение темы, цели и плана урока.

План урока (на доске):

1. Образование вулканов.
2. Внутреннее строение вулкана.
3. Действующие и потухшие вулканы (практическая работа).
4. Гейзеры и горячие источники.

Вступление учителя:

– Дорогие ребята! Мы совершим сегодня с Вами путешествие в мир вулканов и гейзеров (демонстрация слайда). Древние римляне считали, что владение самого грозного бога Огня находилось на о. Вулькано, что в 50 км к северу от о. Сицилия. Слово «вулкан» происходит от латинского слова «Вулканус», что означает огонь, пламя.

Задание 1: Записать в тетрадях число, тему.

Этап 2: Изучение новой темы

1. Образование вулканов

Учитель: На Земле известно более 600 активных вулканов (демонстрация слайдов). Вулканы могут извергаться периодически или постоянно, а могут веками дремать и вдруг неожиданно взорваться с неожиданной силой. Часто в Новостях появляются сообщения о стихийных явлениях природы – извержениях вулканов и бедствиях, которые они приносят людям и природе.

Ученик 1: чтение текста на с.58 «Образование вулкана».

Вулканы – отдельно стоящие, особые по форме и составу пород горы (записать определение в тетрадь).

2. Внутреннее строение вулкана

Задание 2: Внимательно рассмотрите рис.39 на с.58, запишите в тетрадях «Строение вулкана»: 1. магма, 2. жерло, 3. кратер, 4. лава, 5. выбросы (учитель записывает на доске).

Ученик 2: Сообщение «Вулканы»

3. Действующие и потухшие вулканы (практическая работа)

Учитель:Все вулканы, которые извергались хотя бы один раз и сохранили свою активность, относят к действующим, в отличие от потухших вулканов, которые ни разу не извергались на памяти людей. На географических картах вулканы обозначаются звездочками, например, * влк. Килиманджаро в Африке, * влк. Котопахи в Южной Америке… – учитель показывает на настенной карте, ученики – на карте в атласе.

Задание 3: Практическая работа: пользуясь картами атласа с.14-15 и с.27 выполнить в контурной карте задание №2 – подписать названия вулканов и обозначить красным цветом – действующие вулканы, синим – потухшие вулканы.

4. Гейзеры и горячие источники

Учитель: Среди проявлений вулканизма интересными являются пароводяные вулканы – гейзеры. Очень интересны их извержения (дополнительный материал).

Ученик 3: Сообщение «Камчатское ожерелье»

Этап 3: Закрепление материала

Учитель: На доске под цифрами записаны пять слов – терминов (Задание 2 в тексте материала). Я прочитаю четыре определения, соотнесите термин и определение, ответ запишите в тетрадь цифрами:
– Углубление на вершине вулкана диаметром от нескольких метров до нескольких километров.
– Расплавленная масса на глубине.
– Магма, излившаяся на поверхность.
– Вертикальный канал, по которому движется магма. Ответ: 3, 1, 4, 2.

Этап 4: Обобщение изученного материала, задание на дом:

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с вулканами и гейзерами. Послушали дополнительные сообщения и увидели вулканы на слайдах и фотографиях. Надеюсь, что Вы узнали много нового и интересного.

Рефлексия

Выставление оценок

Домашнее задание: прочитать §19, в рабочей тетради «Землеведение» выполнить письменно в.9, с.26 (тема «Литосфера»).