Практические работы на уроках географии

Разделы: География


В прошлом учебном году я посетила дистанционные курсы «Педагогический университет 1 сентября» – «Система практических работ по географии в 6-10 классах», автор Ольга Вадимовна Крылов.

Практическая работа по географии – это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы.
По образовательной цели работы могут быть: обучающая, по формированию новых знаний, тренировочная, обобщающая, итоговая (контрольная). (Из лекций Е.В. Крыловой).

В ходе курсов повышения квалификации было предложено выполнить две контрольные работы и одну итоговую работу. В качестве контрольной работы было предложено разработать ход обучающих практических работ, исходя из изученного лекционного материала. Мною были разработаны практические работы, на некоторых я остановлюсь более подробно.

Фрагмент практической работы для учащихся 6 класса.

Тема: Определение по физической карте полушарий географических координат некоторых географических объектов.

Цель: научить определять географические координаты объекта по физической карте полушарий.
Вспомним: определения параллели и меридианы, экватор, параллельные прямые, точка пересечения.

1. Определите, в каких полушариях находятся географические объекты и результаты занесите в таблицу

Географический объект С Ю З В
Город Каир *     *
Остров Мадагаскар   *   *
Река Амазонка   * *  
Материк Антарктида   * * *

Вспомните правила игры «Морской бой». Каждый корабль имеет свой адрес – букву и цифру, от буквы и цифры проводится прямая и определяется точка пересечения, данная точка и будет адрес корабля.
Точно также все географические объекты имеют свои адреса на карте, то есть географические координаты (широта и долгота).
Географическая широта обозначается на карте полушарий по краю окружности каждого полушария, в градусах. Нуль градусов – линия экватора. 90 градусов – полюса. К северу от экватора – северная широта (северное полушарие), к югу от экватора – южная широта (южное полущарие).
Географическая долгота обозначается на карте полушарий по линии экватора, в градусах. Нуль градусов – нулевой меридиан (Гринвичский). К западу от нулевого меридиана – западная долгота (западное полушарие), к востоку от нулевого меридиана – восточная долгота(восточное полушарие).

2. Определите географические координаты для городов Москва и Вашингтон.
– Найдите на карте полушарий город Москва.
– В каком полушарии находится столица нашего государства? (В Северном и в Восточном).
– Какая широта и долгота? (Северная широта и восточная долгота).
Проведите линию параллельную ближайшей линии параллели, до края окружности полушария. Определите какие ближайшие цифры находятся рядом с вашей линией? (50 и 60, линия проходит по средине, поэтому 55 градусов северной широты).
Проведите линию параллельно линии меридиана до линии экватора и посмотрите, какие ближайшие цифры расположены рядом с вашей линией? (30 и 40, ближе к 40, поэтому приблизительно 38 градусов восточной долготы).

Вывод: город Москва имеет координаты или географический адрес на карте 55градусов северной широты и 38 градусов восточной долготы.

Город Вашингтон – столица США.
Полушария – северное и западное.
Широта – северная, долгота – западная.
Провели линию, параллельно линии параллели до края окружности, между – 30 и 40 градусами. Приблизительно – 39 градусов северной широты.
Провели линию, параллельную линии меридиана до экватора – 70 и 80, приблизительно 77 градусов западной долготы.
Вывод: город Вашингтон имеет географические координаты 39 градусов северной широты и 77 градусов западной долготы.

3. Зная географические координаты, найдите данный объект на карте и назовите его.

4 градуса северной широты и 9 градусов восточной долготы – назовите объект.
Северная широта – северное полушарие – от экватора к северу.
Восточная долгота – восточное полушарие – от нулевого меридиана к востоку.
– Найдите точку 4 градуса северной широты на краю окружности, при этом смотрим на окружность восточного полушария.
– Найдите точку 9 градусов восточной долготы на линии экватора.
– Проведите параллельные линии из этих точек и определите название географического объекта в точке пересечения – вулкан Камерун.

Вывод: координаты 4 градуса северной широты и 9 градусов восточной долготы имеет вулкан Камерун (Африка).

– Какой объект имеет географические координаты 35 градусов южной широты и 58 градусов западной долготы?
Полушарие – южное и западное. Проведём из этих точек линии, параллельные параллелям и меридианам, в точке пересечения объект – город Буэнос – Айрес.
Вывод: 35 градусов южной широты и 58 градусов западной долготы соответствуют городу Буэнос-Айрес.

Вывод по практической работе (устно). В ходе работы я (мы) научились определять по физической карте полушарий координаты географических объектов. Зная координаты географических объектов я (мы) научились находить место положение данного объекта на карте.

Фрагмент практической работы для учащихся 7 класса.

Тема: Характеристика населения Африки.

Цель: научить работать с картой народы и плотность населения мира, характеризуя население Африки.

1.

– Повторите понятие плотность населения.
– Изучите легенду карты плотность населения. Методом послойного окрашивания обозначается количество человек проживающих на 1 квадратном километре. Города обозначаются белыми пунсонами с разными радиусами.
– Назовите самые густонаселённые и малонаселённые района Африки.

2.

– На карте подписаны народы, проживающие на определённой территории. В легенде карты указываются языковые семьи и группы, к которым относятся данные народы.
– Определите при помощи легенды карты к какой языковой группе и языковой семье относятся 5-6 африканских народов, результат занесите в таблицу.

Народы Африки Языковая группа Языковая семья
Арабские народы Семитская Афразийская
     

3.

– Распределите самые крупные города Африки по численности населения по возрастанию числа жителей в них.

Менее 1 млн. От 1 до 5 млн. От 5 до 10 млн. Более 10 млн.
       

4.

– Изучите легенду карты расы.
– Назовите основные и переходные расы, населяющие материк Африка.

Основные расы Переходные расы
   

5.

– Пользуясь климатической картой мира и картой плотности населения объясните, почему самые малонаселённые районы Африки расположены в районах северного и южного тропика?
– Представьте себе, что во время зимних каникул вам предложили отдохнуть на материке Африка. Выберите себе самое лучшее место для отдыха, купания, загорания, объясните свой выбор.

Вывод: напишите рассказ из 6-8 предложений о населении материка Африка, используя знания, полученные вами в ходе проделанной работы.

Фрагмент практической работы для учащихся 8 класса.

Тема: Характеристика населения Иркутской области.

Цель: Дать характеристику населения Иркутской области.

  1. Пользуясь текстом найдите данные о численности населения Иркутской области, сравните эти данные с численностью населения России, посчитайте сколько процентов население области составляет от населения России.
  2. Пользуясь необходимыми картами атласа определите плотность населения Иркутской области вдоль рек Ангара и Лена, а также вдали от рек, объясните, почему данные резко отличаются.
  3. Перечислите крупные города иркутской области, годы их основания, где сосредоточены эти города, почему? Почему есть города возраст которых более 300 лет и города послевоенных лет (50-60 лет)?
  4. Почему город Тайшет единственный город. Который не построен на реке, не имеет крупных заводов и фабрик, но существует более 100 лет?
  5. Какие народы населяют Иркутскую область? Назовите коренные народы Сибири, проживающие в Иркутской области.
  6. Анализируя карту плотность населения и народы, сделайте вывод о расселении русских на территории Иркутской области.
  7. Дома. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, узнайте каким образом попали ваши предки в Иркутскую область – вынужденные переселенцы, отбывающие наказание в Сибири, раскулаченные, добровольно приехавшие на заработки, на комсомольские стройки, другое. Какие народы образовали вашу семью?
  8. Напишите сообщение – «Мои предки стали жителями Сибири».
  9. Сопоставьте пример своей семьи с характеристикой населения Иркутской области.

Фрагмент практической работы для учащихся 9 класса

Тема: Энергетические ресурсы России.

Цель: научить работать с тематической картой, на примере карты энергетические ресурсы.

  1. Каким способом на карте показаны нефтегазоносные провинции, бассейны каменного и бурого угля, горючих сланцев – (ареалы).
  2. Как показаны ареалы (цветом, линией границ, названием бассейнов).
  3. Назовите самую крупную нефтегазоносную провинцию (Западно-Сибирская).
  4. Назовите нефтегазоносную провинцию на Дальнем Востоке (Охотская, Притихоокеанская).
  5. Используется ли способ ареалов на других картах (да, вечная мерзлота на почвенной карте).
  6. Могут ли перекрываться ареалы (да, Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция перекрывается с бассейном каменного и бурого угля).
  7. Каким способом на карте показаны гидроэнергетические ресурсы бассейнов наиболее мощных рек (диаграмма, указывая потенциальную и экономическую мощность).
  8. Укажите наиболее и наименее мощную реку (Енисей, Колыма).
  9. Возможно ли продолжать увеличение производства электроэнергии на данных реках (да, т.к. потенциальная возможность превышает экономическую).
  10. Каким способом отмечены месторождения и бассейны нефти, природного газа.. каменного угля (условными знаками).
  11. Определите место в России где максимально сосредоточены месторождения нефти – (центральная часть Западной Сибири).
  12. Где в России возможно строительство приливно-отливных электростанций (побережье Белого моря, залива Шелихова – физическая карта).
  13. Где в России возможно строительство электростанций на альтернативных источниках электроэнергии (горы Кавказа, полуостров Камчатка, Курильские острова).
  14. Вывод: сообщение результата работы с картой (энергетические ресурсы России представлены нефтегазоносными провинциями, бассейнами каменного и бурого угля, горючих сланцев, геотермальными источниками, побережьем с приливами и отливами свыше 4 метров, гидроэнергетическими ресурсами рек).
  15. Составлен алгоритм работы с новой тематической картой:
  16. Изучить легенду карты, способы окрашивания карты (послойное по изолиниям, или ареалы).
  17. Изучить статистический материал на карте – графики, диаграммы.
  18. Изучить условные знаки.
  19. Не забывать про масштаб карты.

Учебный проект для 6 класса.

Идея – создание наглядно-образной физической карты мира.

Тема: Рельеф суши.

Проблема проекта – многие учащиеся с трудом представляют себе метод послойного окрашивания на географических картах, в том числе на физических.

Цель проекта – перевести цветовой фон физической карты мира в наглядно – образный.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Тип деятельности – практическая деятельность в определённой учебной области.

Групповой проект – каждая группа 2-3 ученика, занимаются работой и одним материком.

Образ проектного продукта – создать при помощи подручного материала наглядно-образную физическую карту мира.

Задачи:

  • Изучить тему в учебнике рельеф суши.
  • Изучить шкалу высот на физической карте мира.
  • Перевести цветовой образ в зрительный при помощи пластилина.
  • Оформить объёмные макеты материков в наглядно-образную физическую карту мира.

Основные этапы работы:

  1. Вырезать контуры материков из бланковки контурных карт (возможно увеличение при помощи сканера и компьютера).
  2. Закрепить бумажную основу контуров материков на картонную основу, прикрепить на обратной стороне магнит (по возможности, если есть магнитная доска).
  3. При помощи пластилина вылепить рельеф материков, используя шкалу высот и физическую карты мира. Коричневым цветом пластилина вылепить горные системы, чет темнее тон, тем выше должны быть горы, жёлтым цветом – плоскогорья, зелёным цветом – равнины.
  4. Разместить материки на голубом фоне, согласно их расположению на планете.
  5. Готовый продукт: объёмная физическая карта мира для кабинета географии. Если её сфотографировать то можно использовать для различных презентаций.

Надеюсь, что после этой работы никто из учеников не скажет, что зелёным цветом обозначен лес, а желтым – степь, коричневым – пустыня, хотя некоторые ребята считали именно так.

Учебный проект для учащихся 8-9 классов.

Исследовательский проект. Может быть групповой и индивидуальный.

Долгосрочный.

Тип деятельности: экспериментирование, логические и мыслительные операции.

Тема: Экологический мониторинг воды в реке Бирюса.

Водоёмы, любимое место отдыха в летнее время для взрослых и детей. Всё чаще мы задаём вопрос: «Можно ли купаться в этой воде?»

Проблема: соответствует ли качество воды в реке Бирюса для летнего отдыха людей.

Цель: провести экологический мониторинг воды в реке Бирюса и определить её пригодность для летнего отдыха людей.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы экологического мониторинга рек.
  • Определить географическое положение объёкта исследования.
  • Исследовать степень загрязнения воды в реке Бирюса.

Гипотеза: если водоёмы, вблизи которых отдыхают люди, будут чистые, то они будут благотворно влиять на здоровье человека.

Методы исследования:

  1. Эмпирические методы исследования:
  2. Эксперимент (лабораторный).
  3. Наблюдение.
  4. Изучение литературы.
  5. Теоретические методы исследования.
  6. Метод анализа.
  7. Метод синтеза.
  8. Метод абстрагирования.
  9. Метод дедукции.

Объёкт исследования: вода в реке Бирюса.

Предмет исследования: качество речной воды.

Планируемый результат: предоставить доклад о проделанной работе на научно практическую конференцию школьного и районного уровня.