Цель темы:
1) познакомить учащихся с понятием “непредельные углеводороды”
2) изучить химическое строение непредельных углеводородов на примере алкенов
3) повторить понятие “гибридизация”, её характеристики на примере алкенов
4) повторить понятия “гомология” и “гомологи”
5) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета в молекулах алкенов, познакомиться с новыми видами изомерии
6) познакомить с физическими свойствами алкенов
7) изучить химические свойства алкенов
8) актуализировать умение решать расчётные задачи по химическим уравнениям
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда алкенов и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда
2) актуализировать понятие об sp2 гибридизации, её характеристиках
3) познакомить учащихся с изомерией положения двойной связи, классов, геометрической изомерией
4) изучить химические и физические свойства алкенов, основные способы их получения
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы
4) совершенствовать умения учащихся решать расчётные задачи по химическим уравнениям
Тип уроков: комбинированный с применением визуальных средств обучения
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран, раздаточный “Дидактический материал по химии для 10-11 классов”,А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова, Москва, “Просвещение”,2004
Данный блок рассчитан на 5 уроков.
Название урока | Содержание | № слайда |
1. Непредельные углеводороды. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 (Презентация.PPT) |
Вводится понятие “непредельные
углеводороды”. Классификация непредельных углеводородов. |
Слайд 2 (Презентация.PPT) | |
Строение алкенов. Гибридизация электронных облаков. Характеристики sp2 гибридизации. Видеоролик. |
Слайд 3 (Презентация.PPT) | |
Гомологический ряд алкенов. Задание для учащихся (один работает у доски) по составлению структурных и молекулярных формул первых трёх гомологов ряда этилена, их названию... |
Слайд 4 (Презентация.PPT) | |
Контроль ответа. | Слайд 5 (Презентация.PPT) | |
и выводу общей формулы гомологического ряда (контроль ответа по щелчку) | Слайд 6 (Презентация.PPT) | |
Физкультминутка (3 минуты) | - | |
Изомерия и номенклатура алкенов. Просмотр видеоролика о номенклатуре алкенов. Работа с классом: обсуждение наличия у алкенов изомерии углеродного скелета. Один учащийся у доски составляет структурные формулы двух изомеров для алкена состава С4Н8 и даёт им названия. |
Слайд 7 (Презентация.PPT) Включить СD “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы” |
|
Изомерия положения двойной связи. Работа учащегося у доски по составлению формул и названию изомеров положения двойной связи (для С5Н10) | Слайд 8 (Презентация.PPT) | |
Изомерия классов (объяснение учителя) | Слайд 9 (Презентация.PPT) | |
Понятие о структурной изомерии (объяснение учителя) | Слайд 10 (Презентация.PPT) | |
Понятие о геометрической изомерии (объяснение учителя). Условие существования геометрических изомеров. Примеры. | Слайд 11 (Презентация.PPT) | |
Примеры геометрических изомеров (на примере бутена-2) | Слайд 12 (Презентация.PPT) | |
Домашнее задание | Слайд 13 (Презентация.PPT) | |
2. Семинар “Изомерия и номенклатура алкенов” | Проверка домашнего задания. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи
урока. Запись темы и распределение вариантов работы среди учащихся |
- | |
Работа учащихся в рабочих тетрадях с дидактическим материалом “Изомерия и номенклатура алкенов”. | Дидактический материал по химии для 10-11 классов, А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова, Москва, “Просвещение”, 2004 | |
Физкультминутка (3 минуты) Проводится в середине урока |
- | |
Сдача учащимися рабочих тетрадей. Дом.задания нет. |
- | |
3. Физические и химические
свойства алкенов. Способы получения |
Раздача рабочих тетрадей учащимся. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 14 (Презентация.PPT) | |
Физические свойства алкенов. | Слайд 14 (Презентация.PPT) | |
Химические свойства алкенов. Реакция горения. Видеоролик. Работа с учащимся у доски по составлению уравнений реакции горения этилена и пропилена. |
Слайд 15 (Презентация.PPT) |
|
Обсуждение с учащимися характерной для непредельных углеводородов реакции присоединения и её сути. | Слайд 16 (Презентация.PPT) |
|
Реакция гидрирования. Работа учащегося у доски по составлению уравнения гидрирования пропилена. Название продукта реакции. Контроль ответа осуществляется учителем нажатием компьютерной “мышки” (открывается правильный ответ). Реакция галогенирования. Работа учащегося у доски. Контроль правильного ответа – по щелчку (аналогично предыдущему см. выше) |
Слайд 17 (Презентация.PPT) |
|
Физкультминутка (3 минуты) | - | |
Реакция гидрогалогенирования. Правило Марковникова (объяснение учителя) | Слайд 18 (Презентация.PPT) |
|
Закрепление правила Марковникова.
Работа учащегося у доски по составлению
уравнения взаимодействия пропилена с
бромоводородом. Название продукта реакции. Контроль ответа (см. выше) Просмотр видеоролика. Реакция гидратации. Работа учащегося у доски. Контроль ответа (см. выше) |
Слайд 19 (Презентация.PPT) |
|
Реакция полимеризации (объяснение учителя) |
Слайд 20 (Презентация.PPT) |
|
Обсуждение с учащимися наличия у
алкенов возможности разложения. Работа учащегося у доски по составлению уравнения реакции дегидрирования пропилена. Контроль ответа (см. выше) Реакция окисления алкенов на примере этилена (объяснение учителя). Видеоролик по теме. |
Слайд 21 (Презентация.PPT) |
|
Способы получения алкенов. | Слайд 22 (Презентация.PPT) |
|
Домашнее задание. | Слайд 23 (Презентация.PPT) |
|
4. Семинар “Решение задач по алкенам” | Проверка домашнего задания. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | - | |
Решение задач по темам: а) объёмные отношения б) массовая доля выхода в) массовая доля примесей |
- | |
Физкультминутка (3 минуты) Проводится в середине урока |
- | |
Домашнее задание: подготовиться к практической работе по теме “Получение этилена и опыты с ним” | - | |
5. Практическая работа по теме “Получение этилена и опыты с ним” | Практическое занятие | - |