Викторина для знатоков творчества В.Осееевой

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема “Викторина для знатоков творчества В.Осеевой” по рассказам “Хорошее”, “Три товарища”, “Печенье”, “Синие листья”, “Волшебное слово”, “Плохо”, “Разделите так как делили работу”, “Сыновья”, “Лекарство”, “Просто старушка”.

Цель:

  • в форме кроссвордов, тестов, занимательных вопросов выявить на сколько хорошо знакомы дети с творчеством В.Осеевой.
  • приобщать детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость).

Задачи урока

  • Воспитательная: Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям
  • Образовательная: Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.
  • Развивающая: Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся: иллюстративно-словесный

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд №3

Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

2. Актуализация, сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанных произведениях, узнаем, о ком и о чём они, закрепим навык употребления в речи “волшебных” слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться бережно относиться друг к другу.

3. Беседа по теме

- Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги?

(чтобы интересное рассказать,

чтобы научить своих читателей чему-то,

заставить задуматься над собой, своим поведением)

- Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

- Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова? (В.А.Осеева)

- Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой и узнаем, кто из ребят лучший знаток её произведений.

Слайд №4,5

В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”.

В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.

Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.

4. Словарная работа

На доске слова:
Мудрость
Мужество
Справедливость
Дружба
Доброта
Долг
Правдивость
Заботливость
Умение помочь
Умение прощать

- Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Если какое-то слово не понятно, можно обратиться к словарю.

Что это за слова?

(Это хорошие черты характера)

- А когда мы читали рассказы, о чем хотелось подумать, чему эти рассказы учили?

(заботиться о людях
дружить помогать
быть честными)

Слайд №6,7

- Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

5. Викторина

Слайд №8

- Начнем нашу викторину для знатоков следующей цитатой “Самое ответственное в мире дело – искусство для детей”.

Слайд  №9 - 11 (к компьютеру приглашаются ребята по группам)

  • Задание 1 – Найди портрет В.Осеевой

Слайд №12 - 22

  • Задание 2 – Назови рассказ по картинке.

Слайд №23 - 27

  • Задание 3 – Разгадай кроссворд “Имена”

Слайд №28 - 35

  • Задание 4 – Выбери правильный ответ

Слайд №36 – 51

  • Задание 5 – Из какого рассказа этот предмет или герой?

Слайд №52 – 54

  • Задание 6 – Кто и кому говорит следующие слова?

Слайд №55 – 57

  • Задание 7 – Подчеркни слова в отрывках.

Слайд №58 - 62

  • Собери пословицу и подбери к ней рассказ.

6. Итог урока

Слайд №63

- Какие “волшебные” слова мы сегодня вспомнили? (“Спасибо”, “пожалуйста”, “извините”, “до свидания”, “доброй ночи”, “доброе утро”)

- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

- С какой целью надо употреблять “волшебные” слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)

- Чему учат рассказы В.Осеевой?

- Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале урока. Посмотрим, как удалось нам их решить.

7. Рефлексия

- Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что “волшебные слова” творят чудеса)

- Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не огорчить друг друга, работая в группах)

- Что не удалось?

Слайд №64

8. Оценивание

- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!

Использованные ресурсы

  1. Рассказы В.Осеевой
  2. http://yandex.ru/yandsearch?text
  3. http://images.yandex.ru/
  4. http://chastysc.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_dlja_
    2_klassa_tema_v_oseeva_quot_prosto_starushka_quot/4-1-0-242
  5. https://urok.1sept.ru/articles/415616/