Тема “Викторина для знатоков творчества В.Осеевой” по рассказам “Хорошее”, “Три товарища”, “Печенье”, “Синие листья”, “Волшебное слово”, “Плохо”, “Разделите так как делили работу”, “Сыновья”, “Лекарство”, “Просто старушка”.
Цель:
- в форме кроссвордов, тестов, занимательных вопросов выявить на сколько хорошо знакомы дети с творчеством В.Осеевой.
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость).
Задачи урока
- Воспитательная: Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям
- Образовательная: Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.
- Развивающая: Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: иллюстративно-словесный
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд №3
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
2. Актуализация, сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанных произведениях, узнаем, о ком и о чём они, закрепим навык употребления в речи “волшебных” слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться бережно относиться друг к другу.
3. Беседа по теме
- Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги?
(чтобы интересное рассказать,
чтобы научить своих читателей чему-то,
заставить задуматься над собой, своим поведением)
- Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
- Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова? (В.А.Осеева)
- Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой и узнаем, кто из ребят лучший знаток её произведений.
Слайд №4,5
В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”.
В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.
Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.
4. Словарная работа
На доске слова:
Мудрость
Мужество
Справедливость
Дружба
Доброта
Долг
Правдивость
Заботливость
Умение помочь
Умение прощать
- Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Если какое-то слово не понятно, можно обратиться к словарю.
Что это за слова?
(Это хорошие черты характера)
- А когда мы читали рассказы, о чем хотелось подумать, чему эти рассказы учили?
(заботиться о людях
дружить помогать
быть честными)
Слайд №6,7
- Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
5. Викторина
Слайд №8
- Начнем нашу викторину для знатоков следующей цитатой “Самое ответственное в мире дело – искусство для детей”.
Слайд №9 - 11 (к компьютеру приглашаются ребята по группам)
- Задание 1 – Найди портрет В.Осеевой
Слайд №12 - 22
- Задание 2 – Назови рассказ по картинке.
Слайд №23 - 27
- Задание 3 – Разгадай кроссворд “Имена”
Слайд №28 - 35
- Задание 4 – Выбери правильный ответ
Слайд №36 – 51
- Задание 5 – Из какого рассказа этот предмет или герой?
Слайд №52 – 54
- Задание 6 – Кто и кому говорит следующие слова?
Слайд №55 – 57
- Задание 7 – Подчеркни слова в отрывках.
Слайд №58 - 62
- Собери пословицу и подбери к ней рассказ.
6. Итог урока
Слайд №63
- Какие “волшебные” слова мы сегодня вспомнили? (“Спасибо”, “пожалуйста”, “извините”, “до свидания”, “доброй ночи”, “доброе утро”)
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- С какой целью надо употреблять “волшебные” слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)
- Чему учат рассказы В.Осеевой?
- Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале урока. Посмотрим, как удалось нам их решить.
7. Рефлексия
- Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что “волшебные слова” творят чудеса)
- Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не огорчить друг друга, работая в группах)
- Что не удалось?
Слайд №64
8. Оценивание
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!
Использованные ресурсы
- Рассказы В.Осеевой
- http://yandex.ru/yandsearch?text
- http://images.yandex.ru/
- http://chastysc.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_dlja_
2_klassa_tema_v_oseeva_quot_prosto_starushka_quot/4-1-0-242 - https://urok.1sept.ru/articles/415616/