Дистанционные методы обучения в преподавании образовательной области "Технология"

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время экономика, основанная на знаниях, модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы на основе современных инновационных технологий выдвигает особые требования к подготовке кадров высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов.

Предметная область “Технология” является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.(1)

К числу наиболее актуальных вопросов образования в связи с модернизацией школы относится информатизация образовательного учреждения. Процесс информатизации должен приводить к изменениям в школьной жизни. Он формулируется в виде смены способов работы, представлений и условий, которые характерны для позиций различных участников учебно-воспитательного процесса: школьника и учителя, родителя и руководителя школы, педагога-исследователя.

Ведущей  идеей, которая  реализуется  в школе в свете новых ФГОС, является идея создания единого информационного образовательного пространства школы, способствующей духовно-нравственному, творческому, физическому развитию личности ребенка  и его социализации, направленной  на  создание условий для повышения качества образования, на развитие всех субъектов образовательного процесса. 

В числе основных механизмов взаимодействия материальных и информационных технологий следует назвать применение дистанционных форм обучении –разработка дистанционных курсов как средства ИКТ поддержки основной базовой программы по предмету технология.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.

Дистанционное обучение позволяет:

Значительно расширить пространство урока, создать единую образовательную среду

Поднять мотивацию и интерес к предмету.

  • проводить обучение большого количества учащихся с учетом их индивидуальных особенностей характера, темперамента, интересов, состояния здоровья
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • расширить вариативность заданий и выбор практических работ
  • качественно, своевременно и быстро проводить мониторинг ЗУН, видеть свои результаты и иметь возможность повторения, изучения западающих тем
  • приобретать навыки и умения общей информационной культуры, умение свободно ориентироваться и работать в информационных пространствах.

Используя формы дистанционного обучения , можно выделить следующие два значимых аспекта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть сама интересна для учащихся, которых привлекает не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, дистанционный курс может стать полезным инструментов для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: организации интернет-уроков, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.[]

РЕШЕНИЕ XVII Международной научно-практической конференции по технологическому образованию школьников “Технологическое образование для подготовки инженерно-технических кадров”28 ноября – 1 декабря 2011 года г. Москва

Таким образом, сегодня является актуальным вопрос об использовании форм дистанционного обучения необходимости и перспективах развития школы, как инструмента внутри- и внешкольного взаимодействия. Ведение дистанционного обучения педагогически оправдано. Курс связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы в единое информационное пространство.

Дистанционный курс - это совокупность веб-страниц и иных ресурсов, соединенных по смыслу, связанных гиперссылками и физически находящихся на одном сервере. Дистанционный курс - это единый информационный блок.

Главные принципы конструирования дистанционного курса – его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей – участников процессов, организуемых школой с помощью дистанционного обучения. (слайд 8)

Учащиеся школы. Для учеников на дистанционном курсе располагаются базы данных с ресурсами по изучаемым образовательным областям, включаются поисковые системы и средства навигации. Полезными для учеников являются страницы с тестами по разным предметам.

Родители учеников. Родители очных учеников используют дистанционный курс для того, чтобы получить информацию о своем ребенке, посмотреть его достижения, задать вопрос учителю. Если ребенок заболел, то его родитель и сам ученик всегда может "зайти" на дистанционный курс, ознакомиться с материалами изучаемой темы, выполнить задания. получить совет учителя, консультацию.

Основная цель дистанционного обучения— создание сотрудничества - "Учитель - Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-методической системы непрерывного образования (как учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства. . Также дистанционные курсы — это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков.

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения , видеозаписи, пр. Большинство, действующих на сегодняшний день дистанционных курсов в системе школьного образования, разработаны и размещены в системе Moodle.

Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений учащихся и не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:

  • Удобное время и место для обучения
  • Прочное усвоение знаний
  • Постоянный контакт с преподавателем
  • Индивидуальный график обучения
  • Экономия времени и денег

Таким образом, построение обучения в данной системе происходит на базе:

  • Обмен текстовыми файлами;
  • Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;
  • Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных) , а также средств новых информационных технологий.

Дистанционный курс “Технология 5-7” ГОУ СОШ №867 существует с 2010 учебного года, активно апробируется с 2011 учебного года. Первый год работы в разработке курса был направлен на разработку его структуры, подбор и наполнение содержания курса.

В структуре курса сложилось 11 тем. Содержание курса, теоретический и практический блок представляет собой как авторские разработки учителя, так и использование методических материалов интернет ресурсов.

В каждой темы подобраны:

- ресурсы ( презентации, небольшие текстовые сообщения, ссылки на интересные страницы и сайты, мастер- классы, различные инструкции, мини- проекты учащихся по темам, как лучшие творческие работы) одним словом то что служит для изучения и расширение кругозора ученика, самоподготовки, повторения, является икт поддержкой очного курса.

- элементы курса (вопросы проверь свои знания, тесты, творческие задания) то что необходимо для выполнение практических и самостоятельных работ, мониторинга знаний и умений. (слайд 9)

Дистанционный курс следует рассматривать так же как и педагогический инструмент с возможностью, организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагога и учащихся, представление продуктов деятельности и достижений. В модулях тем используются и представлены лучшие творческие работы самих учащихся по темам – презентации, фотографии работ, поисковые работы. (слайд 12-13)

После соответствующей обработки все результаты тестирования и выполненных заданий отмечаются в электронном журнале. Темп прохождения тестов и выполнения заданий зависит от желания самого учащегося, также предусмотрена возможность "подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса. (слайд_10-11)

Дистанционный курс “Технология 5-6” участвуя в конкурсах уроков с ИКТ поддержкой стал победителем среди образовательных учреждений ЮАО. Отдельные модули курса , а именно Интернет-урок “Рукоделие. Тестокерамика-традиции и обряды” представлены на Всероссийском конкурсе уроков с ИКТ поддержкой.(слайд 14)

Успешная апробация курса позволила

  • Повысить мотивацию и интерес к предмету как среди учащихся так и среди родителей
  • Повысить качества образования, большая вариативность, больше возможности получить оценку, а следовательно и повысить свое качество
  • Проводить обучение с учетом индивидуализации учащихся, их интересов и способностей
  • Познание и освоение единой информационной культуры
  • Создать условия для совместной деятельности учащихся и родителей , раскрытие общих увлечений семьи
  • Расширить содержание курса.

Можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования за дистанционным обучением - будущее.

Презентация.