Позитивный педагог: авторитет, толерантность, гибкость (семинар классных руководителей)

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Участники – учителя и классные руководители образовательных учреждений района.

Организаторы и ответственные за проведение: методист, психолог.

Помещение - свободная аудитория, где столы установлены полукругом для групповой работы, центр аудитории свободен для тренингов и презентаций.

Техническое оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Материалы: клубок ниток, чистые листы бумаги, три ватмана, самоклеющиеся листочки синего, желтого, зелёного цветов, фломастеры, карточки с заданиями, маски животных.

Цель: актуализация профессионально значимых личностных качеств педагога необходимых для эффективного решения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.

Ход семинара

Методист: [слайд 1] Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящена конфликтным ситуациям, которые неизбежны в профессиональной деятельности. [слайд 2] Как утверждают ученые: конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Поэтому нам сегодня предстоит определить пути эффективного разрешения конфликтных ситуаций, опираясь на профессионально-значимые качества личности педагога. [слайд 3]

Приложение.

I. Коммуникативная разминка

Психолог: Я прошу всех участников образовать круг в центре аудитории.

Упражнение “Паутинка”

Задачи. Создание настроя на предстоящую совместную работу.

Процедура. Участники образуют круг и, передавая клубок ниток, называют своё имя и одно из личностных качеств. При передаче клубка нить удерживается говорящим, а клубок разматывается. В результате упражнения между участниками образуется “паутинка”.

Психолог: Вот также при общении между нами образуются невидимые нити, мы понимаем друг друга, принимаем. То есть, между нами появляется что-то, на чём можно строить наши дальнейшие отношения. Очень важно, чтобы это “что-то” было в каждом коллективе, чтобы каждый мог усилить эту “паутинку”.

Упражнение “Поменяемся местами”

Задачи. Снижение напряженности; повышение настроения; активизация внимания и мыслительных процессов.

Процедура. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки и т. д.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. Например, меняются местами те, кто: работает всю жизнь в одном учреждении; работает в настоящее время по новой программе; любит свою работу; работает педагогом уже больше 10 лет; мечтал быть педагогом с детства и т. д.

После упражнения можно спросить участников, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

Психотехническая игра “Давление” (Н.В. Самоукина)

Задача. Более глубокое понимание другого человека, партнера по общению.

Процедура. Ведущий: “Встаньте друг напротив друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задача — слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение.

Попробуйте не давить друг на друга, а делать такие движения обращенными друг к другу ладонями, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее?”

Психолог: Благодарю за активную разминку и прошу вас для дальнейшей работы пересесть за столы по 6 человек в группе.

II. Специфика педагогических конфликтов с позиции профессионально-значимых качеств личности педагога

Методист: Педагогическое общение предполагает взаимопонимание и взаимное уважение субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встаёт перед проблемой: как достойно разрешить конфликт, чтобы не навредить?

К числу наиболее сложно разрешаемых относится конфликт, в основе которого лежит расхождение в отношении к ценностям, важнейшим жизненным установкам. Здесь оказывают влияние принципиальные позиции, которыми очень трудно, а порой и невозможно поступиться. Отступая от принципов, от определенных традиций, конфликтующая сторона “теряет свое лицо”, свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в самосознании. Наиболее часто конфликты ценностей происходят в юношеском возрасте.

Умение управлять конфликтными отношениями представляет собой одну из сложных социально-психологических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные коррективы в социально-психологический климат коллектива, способствуют формированию устойчивости индивида в ситуации повышенной сложности, умения принимать своевременное, правильное решение без эмоциональных взрывов.

Особенностями педагогических конфликтов являются:

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, так как учебное заведение – это модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик);

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибку;

- различное понимание участниками происходящих событий и их причин;

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Если признать, что конфликт возникает как некая неизбежность, право за нами на него по-разному реагировать. Педагог склоненный воспринимать воспитанника позитивно, иметь доверительные, доброжелательные установки по отношению к нему, может ожидать от него схожей ориентации. “Позитивный педагог” - способен спокойно, обоснованно вести дискуссию, идти на компромиссы, слушать собеседника. Успех разрешения конфликтных ситуаций, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые определяют стиль действий и поступков учителя.

Один из возможных путей эффективного влияния учителя на учеников – построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более убедительно воздействует на других. Авторитет – общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Личностный компонент авторитета учителя составляют общая культура и поведение учителя, требовательность и педагогический оптимизм, педагогическая любовь. Профессиональный компонент педагогического авторитета составляют профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия с воспитанниками. Чем авторитетнее педагог, тем больше у него возможностей для эффективного разрешения конфликтных ситуаций. [слайд 4]

Среди профессионально-значимых качеств Л.М. Митина называет педагогическую гибкость, в качестве показателей которой выделяет: психологическую устойчивость (саморегуляция, самоконтроль); эмоциональную устойчивость (фрустрационную толерантность); творческое мышление (оригинальность, интуиция, инициатива); внешние проявления психической деятельности (мимика, пантомимика, поступки).[слайд 5]

Разрешению конфликтных ситуаций способствуют толерантные отношения между участниками педагогического процесса. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства (из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.). Черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других. [слайд 6]

Перечисленные качества могут быть положены в основу модели позитивного учителя. Давайте попробуем сформировать данную модель, например в виде дерева. К качествам “позитивного педагога” мы отнесли: авторитет, педагогическая гибкость, толерантность.

Как вы думаете что должно быть стволом дерева, что – ветками, и что листьями?

  • ствол - педагогический авторитет;
  • ветки – педагогическая гибкость;
  • листья – педагогическая толерантность.

III. Тренинг творческого взаимодействия

Психолог: мы предлагаем вам выполнить ряд творческих заданий, способствующих актуализации вышеперечисленных качеств. [слайд 7]

Первое задание: “Модель поведения авторитетного педагога”;

Процедура: из предложенных в карточке действий, необходимо выбрать те, которые характерны для авторитетного педагога.

1. Останавливает внимание на негативном.

2. Улыбка, добрый взгляд.

3. Проявляет интерес к каждому ученику.

4. Дает прозвища.

5. Сравнивает одного ребенка с другим.

6. Отмечает персональную исключительность.

7. Аргументирует надобность действий.

8. Учит алгоритму действий.

9. Много говорит за детей.

10. Высказывает недовольство учеником, группой.

11. Верит в способности ученика.

12. Угрожает при невыполнении требований.

Психолог: проанализируем полученные результаты. Спасибо, переходим к следующему упражнению.

Второе задание: “Рисунок по кругу”

Задача. Осознание своей готовности к компромиссу.

Процедура. Участники рисуют каждый свой рисунок. По команде ведущего передают его соседу слева, он вносит в рисунок что-то свое и так передается до тех пор, пока рисунок не вернется к автору. Каждый анализирует свой рисунок, делится впечатлениями от увиденного, рассказывает, что удивило.

Психолог: при выполнении следующего задания нам предстоит проявить свои актерские способности.

Третье задание: Инсценирование сказки.

Задача: иллюстрация толерантного поведения через художественный образ героев

Процедура: от каждой группы выступает один человек. Участникам инсценировки дается одна минута для подготовки. Для остальных участников формулируется проблема: “Какой принцип толерантности просматривается в данной ситуации?”

Школьная сказка

Методист: (на фоне музыки) В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена прежние правители свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно, и открыли самую настоящую сказочную школу. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в нее пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза.

Вам покажется, что все они - герои разных сказок и поэтому не могут быть вместе, а тем более преподавать. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.

Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.

Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь Крот был очень умным и учил “правильно”, как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с этими знаниями не справлялась.

Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В ее учебном зале стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, она то и дело смотрелась в него. Ей нравились ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А огромные глаза!.. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, ей нравилось, как она ведет урок. Правда, ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Ну что может стоить мнение учеников для такой прелестницы, как она? Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной.

Стрекоза: ну вот, совсем скоро вы останетесь одни, а меня ждет новая жизнь, супер-новая школа, молодые коллеги, которые смогут меня оценить…

Крот: ну разве только молодые

Маугли: неужели вам с нами плохо, мы вас тоже ценим…

Стрекоза: Угу, все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, только когда мне этого захочется! (взмахнула крылышками и улетела)

Крот: сколько можно говорить, что тема и цель урока должны быть прописаны на доске вначале урока.

Маугли: но я же открываю эту тему вместе с детьми …

Крот: это ваше дело открывайте с кем хотите, но …

Стрекоза: приветики, вы опять спорите, а вот у нас в школе … (Крот затыкает уши, Маугли начинает зевать, вдруг раздается стук в дверь…)

Балу: здравствуйте, наконец-то я до вас добрался. Какая тут у вас красота, какая природа, школа. Я всю жизнь о такой мечтал. Простите, я не представился: Балу - ваш новый коллега, уверен, мы подружимся (Крот усмехнулся, Стрекоза расправила крылышки, Маугли приветливо улыбнулся).

Балу: Друзья мои! Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот - находиться под землей, а Маугли - ловко передвигаться по ней. Объединенные вместе, ваши дарования составляют мощную силу. Вы только подумайте: мы можем узнавать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе.

Крот и Стрекоза: Ну и что!

Балу: Как что?! Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает их своим ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза, всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать нашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли - ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!

(Крот, Стрекоза, и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись)

Крот: Надо же, Балу, мы думали, ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, на что мы уже не обращаем внимания...

П-В: Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света. С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.

А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягательную силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие.

Высказывание мнений участников.

Методист: Спасибо. Теперь мы предлагаем вам реальную педагогическую ситуацию.

IV. Поиск путей эффективного разрешения конфликтной ситуации

Педагогическая ситуация.

На заседании методического объединения классных руководителей школы, группой учителей был поднят вопрос о внешнем виде учащихся и внесено предложение о введении единой формы. Предложение обсудили на очередном педагогическом совете и приняли положительное решение. Классные руководители довели до сведения учащихся данное решение. Информация воспитанниками была воспринята неоднозначно: в ученический совет, администрацию школы стали поступать устные и письменные возражения, приходили жалобы и от родителей. Одной из основных причин против введения формы указывалось низкое материальное обеспечение многих семей.

/карточки с описанием ситуации раздаются каждой группе/.

Методист: прошу вас оценить значимость данной педагогической ситуации.

Процедура:

1. Каждый участник оценивает предложенную конфликтную ситуацию знаками “+”, “-” или “0” в зависимости от того, в какой степени он считает ее значимой для коллективного обсуждения.

2. Далее по предложенной схеме анализируется предложенная ситуация в группах:

Схема анализа:

  • Какова, на ваш взгляд, главная коллизия ситуации?
  • В какой области теоретического знания педагогики и психологии следует искать решение этой проблемы?
  • Каковы психолого-педагогические или социальные условия возникновения и протекания данного события?
  • Каковы возможные пути и средства разрешения проблемы?
  • Какие последствия вы прогнозируете в результате тех или иных действий педагогов или родителей?

3. Презентация идей разрешения конфликтной ситуации

4. Обратная связь: Какие оптимальные приемы можно отметить в предложенных идеях?

5. Собственный вариант разрешения конфликта:

Участниками данной конфликтной ситуации являются: с одной стороны педагогический коллектив, с другой – учащиеся и их родители. Данная конфликтная ситуация возникла по причине расхождения ценностей и установок.

Для разрешения конфликтной ситуации педагогический коллектив принял следующие меры:

- привлекли учащихся к обсуждению и решению данной проблемы: проведено обсуждение проблемы внешнего вида на классных часах, вынесенные группами предложения рассмотрены на заседании ученического совета;

- в школьной газете “Светоч” опубликована информация о “dress-code” разных социальных групп;

- в сотрудничестве с магазином школьной одежды осуществлен показ моделей школьной одежды.

В результате данных мероприятий найдено компромиссное решение: создать комиссию в составе преподавателей и учащихся по разработке “dress-code” учащихся образовательного учреждения. Кроме того, в условия конкурса на лучшую лучший класс “Класс года” ввести пункт “соблюдение “dress-code”.

V. Рефлексивная технология “Чемодан, корзина, мясорубка”

Задача: подведение итогов работы участниками.

Процедура. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором — мусорная корзина и на третьем — мясорубка. На желтом листочке, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который участник вынес от работы в группе, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. На синем листочке — то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в “мусорную корзину”, то есть прикрепить ко второму плакату. Зелёный листок — это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, отправлялось в лист “мясорубка”.

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Методист: Благодарим участников за работу, желаем веем участникам успехов в педагогической деятельности.

Используемая литература

1. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. – М., 2006.

2. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.

4. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград, 2005.