Цели:
- Закреплять правильное произношение звуков С,Ш в слогах, словах,предложениях.
- Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
- Уточнение и сравнение звуков по артикуляции.
- Формировать фонематический слух.
- Способствовать развитию речевого дыхания.
- Способствовать формированию грамматического строя речи.
- Способствовать развитию логического мышления, моторики рук.
- Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: картинки, таблицы, проигрыватель, карточки с буквами С, Ш; тетради, карточки для сравнения артикуляции.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять –
становитесь в круг играть! Настал новый день,
давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а
вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы
приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в
себя доброту, красоту, здоровья, а выдохните
через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит
лирическая музыка ).
Дети делают вдох и выдох.
II. Артикуляционная гимнастика
Делаем гимнастику для языка, для того чтобы нам красиво, четко произносили звуки, слова. Упражнения «Маляр», «Качели», «Трубочка», «Футбол», «Часики».
– Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к работе.
III.Логопед: Сейчас какое
время года? (Зима)
– Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь,
февраль.)
– Какой месяц будет после февраля? (Март)
– Назовите признаки зимы (..., …, …)
– К нам в гости на занятие пришел Снеговик. Он
пришел посмотреть как вы работаете и не знает
различие звуков С,Ш. И вы поможете ему. Принес он
радиограмму. (Слово «радиограмма» детям
объяснялость на предыдущих занятиях)
IV. Сообщение темы занятия
– Сегодня мы будем учиться различать согласные
С,Ш Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.
– Чем они похожи? Чем они различаются?
V. Сравнение по артикуляции
а) Как образуется звук С?
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все
обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в
стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних
зубов – принимает положение, как при этом звуке
«И».
Струя воздуха направляется на передние зубы.
Когда произносим звук «С» струя воздуха плавная
и холодная. Звук «С» – согласный, глухой, щелевой.
б) Как образуется звук Ш?
Губы вытянуты вперед «окошком», кончик языка
поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным
зубам. Струя выдуваемого воздуха тёплая.
Звук «Ш» – согласный,глухой, щелевой.
– Ребята, чем похожи звуки [С]-[Ш
– В чём их отличие? – Где находится язык при
произнесении звука С?
– Внизу за зубами.
– А где находится язык при произнесении звука Ш?
– Вверху в виде чашечки, воздух теплый.
VI. Работа по таблице
– Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [Ш], а вниз звук [С].
(Дети по очереди произносят: С-Ш-С-Ш-С-Ш.)
– Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.
VII. Игра «Повтори за мной»
– А теперь Снеговик хочет с вами поиграть
Ша-са шу-су ош-ос ас-аш-аш
Са-ша су-шу яш-аш ашл-ашл-асл
– Молодцы, а теперь слова.
Ваш – вас мыс – мышь сытый – шитый миска – мишка
усы – уши касса – каша нас – наш сутки – шутки
– Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:
Сутки – шутки марс – …… крыса – …
стуки – … сок – … усы – …
Скала – … басня – …. сорт – …
VIII. Работа в тетради. Запишите эти слова в тетради
IX. Логоритмическое упражнение
– Давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним.
Ша-ша-ша – мы щагаем не спеша.
Са-са-са – голубые небеса.
Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу.
Ши-ши-ши – наши детки хороши.
Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.
Ошки-ошки-ошки – нам похлопайте ладошки. (Выполнение действий в соответствии с текстом)
X. Физминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, подтягиваются– руки вверх, потом на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Будем вместе приседать –
Раз,два,три,четыре,пять. (Приседание)
– Мы размялись от души и за парты поспешим. (Дети садятся за парты.)
XI. Игра «Волшебные снежинки»
Логопед: Ох, ребята, сколько же
снежинок надули. А снежинки волшебные с
картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш]
положить в машину, а со звуком [с] – в сани.
На снежинках картины: лошадка, мышка, груша,
чашка, носок, автобус, кактус, санки, весы.
– Молодцы! (Дети дают характеристику звуку С,Ш.)
XII. Закрепление изученного Работа у доски
Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой.
И сказал он: Что за …? (сутки, шутки) В каждой … есть мораль (башня, басня)
Еду я вторые …? На Спасской … есть часы.
XIII. Составление предложений из слов
Составь предложения из слов, запиши их. Подчеркни С одной чертой, Ш – двумя.
Саша, нести, груши. Сухие, шуршать, листья. Сестра, рубашка, шить, Саша.
Бабушка, вязать, свитер, шерстяной. Ландыш, на, поляна, лесная, растет.
XIV. – Ребята,а теперь давайте, и мы Снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх:ша-ша-ша,
Каша,пирожки,лапша.
Язык вниз:са-са-са,
Сахар, масло, колбаса.
XV. Релаксация.Итог занятия
– Отметьте свое настроение цветными
карандашами.
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть со Снеговиком?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снеговику у вас
тоже очень понравилось. Он многого узнал про
звуки С, Ш.
Снеговик прощается.