ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).
ЗАДАЧИ:
I. Образовательные.
- Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
- Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
- Расширить знания о природных комплексах.
II. Развивающие.
- Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
III. Воспитательные.
- Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
- Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава...”.
ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника” Приложение.
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.
ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
I. Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
- Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
- Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
- Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
- Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).
- О каком ПТК идёт речь (загадка)?
Кругом вода, а с питьём беда. (море) - Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК). (слайд 1).
Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
- Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
- Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
- Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). (слайд 2).
- Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).
Учитель: В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.
(учитель объявляет цели и задачи урока) (слайд 3).
Учитель: Ребята, вы будете путешествовать по двум морям Белому и Азовскому, и исследовать их природные условия. (слайд 4).
- На чём Вы отправитесь в путешествие? (на исследовательских судах).
Учитель: Давайте построим исследовательские суда (ученики делают из бумаги кораблики и дают им название. Работу можно проводить под музыкальное сопровождение).
Т. К. сегодня мы исследуем разнообразие природных условий двух морей, то те, кто построил кораблик белого цвета – исследует природные условия Белого моря, а голубого цвета – Азовское море.
- С какого населённого пункта мы отправимся в путешествие по Белому и Азовскому морям? (работа с картами атласа). (слайд 4).
Учитель: В ходе исследования морей мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.
1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературой; решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).
Особенности природы Белого и Азовского морей(слайды 5 – 15)
Название моря показатели |
Белое море | Азовское море |
1. К бассейну, какого океана относится? | Северного Ледовитого | Атлантического |
2. Площадь моря в кв. км. | 90 тыс. | 39 тыс. |
3. Положение моря относительно океана. | внутреннее | внутреннее |
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). | Береговая линия сильно изрезана. Мезенская губа, Двинская губа, Онежская губа, Кандалакшский залив. |
Береговая линия сильно изрезана. Залив Сиваш, Таганрогский залив. |
5. Глубина моря: а) средняя в (м); |
60 | 7 |
б) максимальная в (м). | 340 | 15 |
6. Солёность в (0/00) (создание проблемной ситуации) см. ниже. |
20 - 30 | 11 - 12 |
7. Температура воды, 0 С; а) зимы; |
- 1,6 | 0 |
б) лета. | 6 - 15 | 23 |
8. Биологические ресурсы. | Белуха, гренландский тюлень. Треска,
корюшка, сельдь, сёмга. Морской гребешок, мидии. Морские звёзды, губки. Ламинария. |
Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис. Водоросль энтероморфа. |
Упражнения для глаз | ||
9. Экологические проблемы. | Уменьшение видового разнообразия, истребление тюленей, загрязнение нефтепродуктами и тяжёлыми металлами. | Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями. |
Проблемная ситуация.
Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?
- Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
- А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).
- Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).
- Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).
- Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.)
После заполнения таблицы ученики делают вывод.
Учитель: Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования природных условий. В чём проявляются черты сходства и различия морей? (слайд 16).
а) черты сходства: моря внутренние, береговая линия сильно изрезана, сходные экологические проблемы.
б) черты различия: площадь, глубина, солёность, температура, биологические ресурсы.
2. Причины разнообразия морей (беседа).
- Чего больше черт сходства или различий? (различий).
- В чём причины различий двух морей России? (решение проблемы поставленной в начале урока)
- Почему Россию омывают моря разнообразные по природным условиям?
На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. (слайд 17).
- географическое положение;
- климатические условия;
- история происхождения и развития морей;
III. Закрепление изученного материала. (слайд 18).
а) Выбери один правильный ответ и букву правильного ответа вставь в матрицу. (максимальная оценка “5”)
1. Местное название заливов Белого моря.
А) нос;
Б) губа;
В) ворота.
2. Белуха обитает в;
О) Чёрном море;
П) Азовском море;
Р) Белом море.
3. Белое море относится к бассейну:
А) Северного Ледовитого океана;
Б) Атлантического океана;
В) Тихого океана.
4. Самое мелководное море России.
А) Каспийское;
Б) Белое;
В) Азовское.
4. Судак, ёрш обитает в:
О) Азовском море;
П) Белом море.
б) Карточки. (дополнительные задания для тех, кто справится с первым заданием).
Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке с помощью фигур.
VI. Домашнее задание. (слайд 19).
а) Параграф 22. Ответить на вопросы в конце параграфа.
б) Устный ответ на следующий вопрос.
В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?
V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.
Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно книги читать
И много нового узнавать.
Слайд 20.
Список литературы
- Баринова, И. И. География России. Природа. 8 класс / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
- Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 8 класс / Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349 с.