Цели урока:
- Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
- Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
- Формировать у учащихся мотивацию к самообразования, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
- Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
- Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
- Рейтиг-листы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 2)
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:
Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
(Слайд 3)
- Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)
II. Определение темы и сообщение целей урока
1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)
Класс делится на 3 группы
Отгадайте загадки.
1 группа:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)
2 группа:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
3 группа:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто ж это?... (Лиса.)
(Слайд 5, 6, 7)
- Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.
Какие слова вы использовали? Какую часть речи?
2. Игра “Кто больше?” (Слайд 8)
- Обменяйтесь тетрадями;
- Проверьте написанное;
- Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)
Выставление баллов
(Слайд 9)
Вывод: - С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”
Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.
III. Работа над темой урока
1. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 10)
Работа в парах по карточке №1 - Что такое имя прилагательное?
Карточка №1 (Приложение 2)
Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?
Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.
(Слайд 11)
Заполните карточки.
1. Текст №2 отличается от текста №1 словами
_________________________________________________________
2. Эти слова делают текст_________________________________
_________________________________________________________
Они отвечают на вопросы__________________________________
4. Они связаны со словами___________________________________
_________________________________________________________
5. и обозначают их________________________________________
Проверка (Слайд 12)
Вывод (Слайд 13)
- Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.)
Выставление баллов - мак. 5 баллов.
2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.
Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)
Учитель диктует существительные.
ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.
- Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.
Проверка
ОВОЩНОЙ,
КНИЖНЫЙ,
ОБУВНОЙ,
ХЛЕБНЫЙ,
МЕБЕЛЬНЫЙ,
СПОРТИВНЫЙ
(Слайд 15)
- Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.
- Как называется эта часть слова? (суффикс)
Выставление баллов - макс. 5 баллов
3. Лексическая работа
Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)
- Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)
- Для чего они нужны в нашей речи?
Учитель диктует имена прилагательные:
КРИВОЙ,
ДЛИННЫЙ,
ГОРЯЧИЙ,
СЫТЫЙ,
ГРУСТНЫЙ
Учащиеся записывают слова с противоположным значением:
ПРЯМОЙ,
КОРОТКИЙ,
ХОЛОДНЫЙ,
ГОЛОДНЫЙ,
ВЕСЕЛЫЙ
Проверка на слайде
Выставление баллов - макс. 5 баллов
Физкультминутка
Определение синтаксической роли прилагательных.
1. Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)
- Прочитайте текст.
- О каком времени года говорится в этом тексте?
- С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?
- Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.
Карточка №2 (Приложение 2)
Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
Странный свет - неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...
(По К. Паустовскому.)
- Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.
- Выписать и разобрать 1 предложение.
- Один ученик работает у доски.
Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)
Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов
2. Словарно-орфографическая работа
Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.
Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)
- На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.
- Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.
Г...СТИНИЦА,
В...ЛНЕНИЕ,
ЗАГР...ЗНЕНИЕ,
БЕЗГР...НИЧНЫЙ
(“Безграничный” - это прилагательное, остальные слова - существительные.)
А...УРАТНЫЙ,
ВЕСЕ...ИЙ,
СУ...ОТНИЙ,
СО...НОВЫЙ.
(“Сосновый” - в этом слове пишется одна буква, в остальных словах - удвоенная согласная.)
3)
НЕЛО.. .КИЙ,
ЛЕ.. .КИЙ,
КРЕ...КИЙ,
ОБРА.. .ЦОВЫЙ.
(“Крепкий” - здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)
Проверка
Выставление баллов –
- 1 задание - 3 балла
- 2 задание - 4 балла
- 3 задание - 5 баллов
Закрепление
Контрольный тест Слайд 20, 21)
1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово.
б) Часть речи.
в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? Какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом.
б) С именем существительным
в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным
б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь
2) оранжевый
3) насекомое
4) рукоятка
5) великий
6) сказуемое
7) любимый
8) смолистый
9) больше
(Слайд 22)
Проверка на доске:
1) 6
2) а
3) в
4) 6
5) 6
6) 2, 5, 7, 8
Выставление баллов — мак. 6 баллов
VI .Итог урока (Слайд 23)
- Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?
- Подсчет баллов. Выставление оценок.
- Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)
1. Не понял.
2. Понял все.
3. Понял все и могу рассказать.
4. Понял все и могу научить.
Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)
Карточка №3 (Приложение 2)
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
___________________
___________________