Урок по курсу "Светская этика. 4-й класс" по теме "Россия ‒ наша родина"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.

Задачи:

  • формировать представление у обучающихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
  • способствовать формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России;
  • систематизировать знания о государственной символике РФ;
  • формировать представление у обучающихся о месте и роли культурного наследия малой Родины (Новосибирской области) в жизни страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, работа в парах, в группах, работа с материалами учебника.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, столица, патриот, президент, государство, символы, полководцы.

Оборудование: мультимедийная установка, толковый словарь Ожегова, словарь – синонимов, карта России, учебник по курсу ОРК и СЭ, изображение герба, флага России, президента, гимн России.

Ход урока

Введение в тему происходит с помощью “Галереи образов”.

- Почему с этой песни мы начинаем наш урок?

На доске в центре размещается плакат со словами “Россия, Родина”.

Дети на листочках пишут слово, которое ассоциируется со словом Россия. После этого идет обсуждение слов и выход на то, какое слово часто повторяется.

- Как называются слова разные по написанию, но с одинаковым лексическим значением?

Работа с понятиями по толковому словарю + как это понимают сами дети и словарю - синонимов: родина, отечество, отчизна, страна, Москва, малая родина...

Индивидуальная работа. Дети составляют “Карту мыслей” (Заполняют карточки “Что я знаю... Что я хочу узнать...”).

Групповая работа с карточками. Учащимся нужно разбиться на группы и из предложенных слов при помощи математических знаков составить выражение. Выбрать одного человека, который будет защищать проект. Если выражения повторяются, то другая группа дополняет ответ своего оппонента.

Работа в парах. Иллюстрирование стихотворения З. Александровой “Родина”. Вам нужно прочитать строчку из стихотворения на слайде и из двух картинок выбрать ту, что, по вашему мнению, подходит лучше всего. Эту картинку нужно оставить на слайде и увеличить во весь слайд, а другую удалить. Работаем по очереди у компьютера, а затем смотрим, что получилось.

Фронтальная работа. Диалог. Пока дети работают по иллюстрированию стихотворения. Со всеми учащимися класса проходит беседа.

- Что вы знаете о территории России (реки, моря, горы)?

- Назовите столицу России, покажите её на карте.

- Что вам известно о героях или великих людях России?

- Кого можно назвать патриотом своей Родины?

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Какой мир человек называет “духовным”. Работа с текстом учебника.

-Как по-другому назвать духовный мир? = мир культуры.

- Что такое традиции?

- Что такое культурные традиции?

- Как по-другому назвать культурные традиции? = духовные традиции.

- Какого человека называют духовным?

Самостоятельная творческая работа. Задание: составить и записать на листочках предложения со словами:

  • Родина
  • Отечество
  • Патриот
  • Великий человек

Предложения могут быть любыми: простыми, сложными, с однородными членами предложения. А так же разными по интонации и цели высказывания.

Групповая работа. Разбейтесь на группы по темам предложений, прочитайте все варианты предложений и выберите наиболее удачное, которое зачитает тот, кто это предложение составил.

Просмотр презентации по стихотворению. Один из учащихся читает стихотворение, пока идет видеоряд.

Домашнее задание. Заполнить последнюю графу в “Карте мыслей” (“Что я узнал...”). Пока дети работают на листочках фоном на уроке звучит песня “Гляжу в озёра сини”

Рефлексия. Посмотрите внимательно на графы в ваших листочка и если вы на сегодняшнем уроке нашли ответы на все свои вопросы или на большую их часть, то оцените себя улыбающимся смайликом, если нет, то подумайте, как можно оценить свою работу используя другие смайлики. Подумайте, насколько активно вы работали на нашем уроке, и добавьте себе на листок ещё одного смайлика. Учащиеся, которые сегодня были выступающими у доски, добавляют себе ещё одного смайлика.

В конце урока звучит Гимн России.

Приложение.