Тема: Двоичное кодирование информации. Графический редактор. Текстовый редактор. Системы счисления. Логика.
Цель: в нетрадиционной форме проверить знания учащихся по этим разделам информатики; привить интерес к занятиям по информатике.
Оформление: Доска оформлена соответственно теме, столы для команд, жюри, подготовлены места для болельщиков. Состав команд не более 6 человек.
Домашнее задание:
- Приветствие команд.
- Приветствие жюри.
- Девиз команды.
- Эмблема команды.
- Придумать сказку, главными действующими лицами которой будут – Ноль и Единица.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Добрый вечер! Я рада
приветствовать Вас в этом зале. Сегодня у нас КВН
по информатике среди команд 9-х и 11-х классов.
Давайте поприветствуем участников, ведь они
пришли сюда, чтобы победить.
Это команда – …! Встречайте! … И команда – …!
Встречайте!
Как и в любом конкурсе у нас есть болельщики
(аплодисменты) и жюри (аплодисменты).
Я хочу представить Вам тех, кто будет оценивать
выступления команд и находить лидера. Это наши
уважаемые гости: (представить членов жюри).
Прежде чем начать наше состязание прошу прослушать устав КВН:
- Участники КВН имеют право критиковать еще не принятые решения жюри, шантажировать жюри и подкупать жюри своими выступлениями.
- Участники жюри не обязаны:
- Острить по любому поводу;
- Хохотать над шутками противника.
А теперь прослушайте заповеди КВН:
- Не отдавать противнику ничего, кроме восхищения.
- Выиграешь – не обольщайся, в следующий раз проиграешь.
- Проиграешь – не расстраивайся, в следующий раз выиграешь.
Прежде чем приступить к дальнейшим заданиям, проведем жеребьевку, кому начинать первому.
Жеребьевка.
Ведущий: Начинаем наш первый конкурс. Команды начинают конкурс «Приветствие команд», оценка 5б.
Приветствие команд
Ведущий: Наш следующий конкурс. Команды начинают «Приветствие жюри», оценка 5б.
Приветствие жюри.
Ведущий: Перед трудным боем проведем разминку:
Разминка капитанов: (за каждый правильный ответ +1б).
Первый капитан:
1. Название какого объекта на мониторе
переводится как «Рисованная запись»? (Пиктограмма:
pictus – рисованный, грамма – запись)
2. Почему на компьютерном жаргоне процессор
называют «камнем»? (Основа процессора –
кристалл кремния высокой степени чистоты)
3. Название какого устройства переводится как
«радостная палка»? (Джойстик: Joy – радость, stick
– палка)
4. Какой элемент программы переводится как
«устанавливающий личность»? (Идентификатор
identification – установление личности).
5.Название какой детали ПК можно перевести как
«маленький чертеж»? (Микросхема).
Второй капитан:
1.Какая связь между городом в Англии, ружьем
колибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все
они связаны со словом «Винчестер»)
2. Название какого символа на клавиатуре
переводится как «амперпесок»? (& – амперсанд,
sand – песок)
3. Программист попал в армию. Какой вопрос он
задаст офицеру, давшему команду: «По порядку
номеров – рассчитайсь!»? («А в какой системе
счисления считать?»)
4. О какой компьютерной системе идет речь:
«Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет»? (Windows)
5. Название какой известной компьютерной фирмы дословно переводится на русский язык как «Мелкомягкая»? (Microsoft).
Ведущий: Следующий конкурс «Разминка команд» (За каждый правильный ответ + 1 б).
Первая команда:
1. Совокупность значений одного типа,
обозначенных одним именем и определяемых по
порядковому номеру? (Массив)
2. Мозг компьютера? (Процессор).
3. Марка одного из первых компьютеров,
используемых в школе? («Электроника»),
4. Вид связи? (Радио).
5. Поименованная совокупность данных на носителе?
(Файл).
6. Управляемая по программе машина, имитирующая
действия человека? (Робот).
7. Фамилия американского программиста, в честь
которого названа популярная оболочка для DOS? (Нортон).
8. Древнегреческий математик, автор алгоритма
нахождения НОД двух чисел? (Евклид).
9. Устройства для вывода информации в ПК. (Монитор,
принтер).
10. Единица измерения диаметра дискет? (Дюйм).
Вторая команда:
1. Человек, профессионально занимающийся
написанием программ? (Программист).
2. Поиск и исправление ошибок в разрабатываемой
программе? (Отладка).
3. Вычислительное устройство у древних греков и
римлян, похожее на счеты? (Абак).
4. Позиция в записи числа? (Разряд).
5. Жаргонное название жесткого магнитного диска? (Винчестер).
6. Число, определяющее систему счисления? (Основание).
7. Устройство для работы ПК в сети Internet? (Модем).
8. Форма взаимодействия человека с компьютером? (Диалог).
9. Символ, используемый в программе для
разделения целой и дробной частей числа? (Точка).
10. Порядковый номер элемента массива? (Индекс)
Ведущий: Проверим домашнее задание для команд. Оценка – 5б.
Домашнее задание
Команды представляют свои сказки
Ведущий: Конкурс «Картограф».
Приглашаются по 1 человеку от команды. Оценка 5б.
Требуется нарисовать при помощи графического
редактора карту Компьютерного королевства. Оно
состоит из 5-ти частей: Терминалии, Дисководии,
Сидиромии, Винчестерского аббатства и столицы –
Ма-платы. Известно, что Дисководия, Сидиромия и
Винчестерское аббатство имеют общую границу с
каждой из остальных частей. Терминалия и Ма-плата
не имеют между собой общей границы. Терминалия
окружена со всех сторон Великой пустыней,
отделяющей Компьютерное королевство от
остального мира.
(После выполнения задания дается команда «Карту внести» (Рисунок 1) и в класс вносится авторский рисунок Компьютерного королевства. Оценить, кто нарисовал вернее).
Рис.1
Ведущий: Конкурс «Навигатор». Приглашаются по 1 участнику и капитан от каждой команды и 1 игрок для проверки правильной подачи команд. Участнику требуется с завязанными глазами по командам капитана нарисовать рисунок:
Рис. 2
Капитанам выдается карточка с системой команд для навигатора:
Перемещение:
ВВЕРХ – Вперед;
ВНИЗ – Назад;
ВПРАВО – Право руля;
ВЛЕВО – Лево руля;
КУРСОР НА МЕСТЕ – Стоп машина.
Оценка – 10 баллов, неверная команда – 1 балл.
Ведущий: Конкурс «Снайпер». Приглашаются
по 1 участнику от каждой команды. 56.
Участнику требуется за 2 минуты с завязанными
глазами нарисовать «Снежинку».
Ведущий: К нам на КВН по почте пришли странные записки. Прошу команды расшифровать их за 3 минуты, (в этот момент на ПК загружается текстовый процессор). Оценка 5б.
Зашифрованная записка № 1
на | нет | |
Галя | Есть | не |
боль | трИ |
(Глобальная сеть Интернет)
Зашифрованная записка №2
сей | Декарт | тон |
В | ор | Блок |
Ток | ||
ты |
(Текстовый редактор Блокнот)
Ведущий: Приглашаются по одному участнику для проведения конкурса «Спринтер».
Участнику требуется за 3 минуты напечатать текст и изобразить диски:
«ДИСКОВОДЫ – устройства чтения/записи информации на диски. Различают гибкие магнитные диски – дискеты и жесткие магнитные диски. Жесткие магнитные диски встроены в дисковод и, в отличие от дискет, являются несъемными.»
Ведущий: Пока участники печатают текст – вопросы к болельщикам: Для болельщиков первой команды:
- Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? (3 красных и 1 голубой).
- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша)
- Зина и Вера носят фамилии Скворцова и Орлова. Какую фамилию носит каждая из них, если известно, что Зина на 2 года младше Орловой? (Зина Скворцова, Вера Орлова)
Для болельщиков второй команды:
- У сестер Юли и Тони было 3 платка: 1 – розовай и 2 голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле? (Розовый)
- Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше, сахар или конфеты? (Сахар).
- Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если известно, что Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша Гвоздев, Коля Шилов)
Ведущий: В этом конкурсе участвуют все члены команды. Внимание! Конкурс «Перевозчик». Каждой команде дается задание и требуется инсценировать его решение.
Задание для первой команды.
Как крестьянину перевезти в лодке с одного берега на другой козу, капусту, двух волков и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козой и собакой, собака в ссоре козой, а коза неравнодушна к капусте? В лодке только три места, поэтому можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту,
Решение:
- Крестьянин перевозит на другой берег козу и собаку.
- Крестьянин возвращается с собакой.
- Крестьянин перевозит на другой берег собаку и капусту.
- Крестьянин возвращается с козой.
- Крестьянин перевозит на другой берег двух волков.
- Крестьянин возвращается с собакой.
- Крестьянин перевозит на другой берег собаку и козу.
Задание для второй команды.
Дело было в Америке. Как-то раз подошли к реке англичанин, негр и индеец, каждый со своей женой. Всем нужно переправиться на другой берег. В их распоряжении была лодка (да и та без гребца), способная вместить лишь двоих. Договорившись между собой, мужчины решили было приступить к переправе, как вдруг выяснилось, что ни одна из жен не желает переправляться в лодке с чужим мужем или оставаться на берегу в мужском обществе без своего мужа. Мужья призадумались, но все же сумели догадаться, как выполнить желание своих жен. Как они сумели переправиться через реку?
Решение:
- Негритянка и индеанка переправляются на другой берег.
- Негритянка возвращается
- Негритянка переправляется с англичанкой.
- Англичанка возвращается и остается со своим мужем.
- Негр и индеец переправляются на другой берег
- Индеец возвращается со своей женой.
- Индеец переправляется с англичанином.
- Жена негра возвращается
- Негритянка и индеанка переправляются на другой берег.
- Англичанин возвращается.
- Англичанин и его жена переправляются.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги соревнований и команды готовятся вопрос к болельщикам: конкурс «Как это понимать?» + 3 баллов команде.
Вопрос к болельщикам первой команды:
Необыкновенная девочка.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила,
– Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок,
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно...
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ.(А.Н.Стариков)
(Стихотворение написано в двоичной системе счисления).
Вопрос к болельщикам второй команды:
«В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, столетним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовали тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя несколько лет у меня была уже маленькая семья из 10 человек детей. Жалованья я получал всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с семьей жили на 130 рублей в месяц. И т.д.». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?
(5-ричной системой счисления. 44 + 1 = 100 только в 5-ричной системе).
Ведущий: Приступаем к подведению итогов.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий:
Как видно, мало просто так
На кнопки нажимать,
Ведь должен умный человек
Машиной управлять!
Он должен многое уметь
И многое узнать,
И думать, а не просто так
На кнопки нажимать.
Ты лишь на старте, длинен путь,
Но к цели он ведет.
И мир компьютеров тебя,
Возможно, увлечет!
– Вот и закончился наш КВН, до свидания.