Цель урока: повторить изученный материал раздела “Умножение и деление обыкновенных дробей”, используя задачи с национально-региональным содержанием; развить умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность; прививать любовь к малой родине, используя краеведческий материал, формировать вычислительную культуру учащихся.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, оценочные жетоны.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация. Фронтальный опрос класса
3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
Физкультминутка.
4. Постановка задания на дом.
5. Подведение итогов урока.
Оформление доски:
Над желтой нивой – купол голубой.
Плывет, как лебедь парус у причала.
К огромной нашей родине любовь
Берет от малой родины начало.
Ход урока
1. Организационный момент:
Мотивация урока: У большинства настроение по- деловому серьёзное, предлагаю наш урок провести под девизом: “ Математику нельзя изучать наблюдая”. Давайте, ребята, все будем активно работать, чтобы урок не прошёл даром.
Сегодня на уроке мы поговорим на тему, название которой скрывается в ребусе. Решите его.
Верно, ребята. Сегодня мы поговорим о нашем замечательном городе – о нашей малой родине. Азнакаевский муниципальный район расположен на юго-востоке Республики Татарстан. Центр района – город Азнакаево - город республиканского подчинения. Район основан в первой половине ХVIII века. С 14.06.1956 года - поселок городского типа. С 20.03.1987 года - город.
2. Актуализация. Фронтальный опрос класса
- Сформулируйте правило нахождения дроби от числа, числа по его дроби.
- Что такое процент? Как перевести проценты в десятичную дробь?
- Сформулируйте правило округления чисел.
3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
Задание 1. Общая численность жителей города Азнакаева – 34,5 тыс. человек. 85% жителей города составляют татары, 12% - русские, остальные жители других национальностей. Сколько жителей города Азнакаево татары, русские и других национальностей? Ответ округлите до десятых. [Татары – 24,9 тыс., русские – 4,1 тыс., другие национальности – 1 тыс.]
Задание 2. Ребята, мы живем в прекрасном городе – городе, утопающем в цветах и деревьях. Но деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Площадь города Азнакаево около 15 кв.км. Парки и бульвары, скверы занимают примерно часть этой площади. Сколько квадратных метров зелёных насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 34,5 тыс. жителей. (Ответ округлить до целых единиц)
Решение, 1) 15 * =2,5 кв.км=2500000 кв.м.
2) 2500000/34500= 72,49 72 кв.м. на одного человека.
Задание 3. Природа Азнакаевского района прекрасное место для отдыха и туризма. Самой крупной охраняемой природной территорией в Азнакаевском районе является государственный комплексного природный заказник "Чатыр-Тау". В географическом плане – это одна из наиболее возвышенных точек нашей республики – ее высота 321,7 м над уровнем моря. Здесь было найдено большое разнообразие полевых и степных трав, кустарников и деревьев.
Ребята собрали для лесничества 50 кг семян дуба, плодов шиповника и красной рябины. Желуди составляют 48% всего сбора, плоды шиповника – 1/4 всего сбора, а остальные – плоды красной рябины. Сколько плодов красной рябины было собрано? [13, 5 кг]
Физкультминутка
Давайте немножко взбодрим наше тело. Встаньте, пожалуйста, около своих парт повторяйте за мной:
Руки подняли и помахали -
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали -
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.
Задание 4. Гора Чатыр-Тау примечательна богатейшей в республике колонией сурков-байбаков. В 1995 году они были занесены в Красную книгу республики. Благодаря 10-летнему запрету на охоту их численность была восстановлена. Поэтому сурки сейчас выведены из списка редких и исчезающих животных. Сколько же их насчитывается, узнаете, решив данное уравнение: [7000]
Задание 5. Общая протяженность рек в пределах района - 780 км. Наиболее крупными являются реки Ик, Стярле – государственные памятники природы, и Мелля. В то же время Ик еще и наиболее крупная артерия всего региона. Какова же ее длина в пределах района? Узнаем, решив следующую задачу.
Сколько различных трехзначных чисел, в записи которых цифры могут повторяться, можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4? [64 м]
Задание 6. Азнакаевская площадь – часть Ромашкинского месторождения нефти. Промышленная нефть получена в октябре 1950 г. Для разбуривания площади 7 августа 1951 г. была создана Азнакаевская контора бурения. Плановая добыча началась 20.11.1951 г. С этого времени был взят курс на индустриализацию района.
В первой цистерне в 4 раза меньше нефти, чем во второй. После того, как в первую цистерну добавили 20 т нефти, а из второй откачали 19 т, нефти в обеих цистернах стало поровну. Сколько тонн нефти было в каждой цистерне первоначально? [13 т и 52 т.]
4. Постановка задания на дом.
Придумать и оформить задачу о нашем городе.
Итог.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке: