Цели.
- Предметные: Закрепление знаний о геометрических фигурах, умений объединять геометрические фигуры в группы по общему признаку (цвет, форма, размер); счет в пределах 12.
- Метапредметные: Развитие мыслительных операции (анализ, сравнение, классификация, умозаключения, наблюдение, логика); познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь); творческих способностей (отгадывать загадки.)
- Личностные: Воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.
Учебные материалы. Мультимедиа; презентация “В мире домашних кошек”; геометрические фигуры; рисунки на сравнение, анализ, внимание, умозаключение по аналогии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Учитель обращается к дошкольникам:
Учитель. Скажите, пожалуйста, чему вы научились в детском саду?
Учитель обращается к первоклассникам:
Учитель. Скажите, пожалуйста, чему вы научились в школе?
Сегодня каждый из вас может себя проверить, чему же он научился. Я думаю, что вы многому уже научились. Проверить ваши знания помогут различные задания. Приготовили эти задания для вас очень симпатичные и забавные домашние животные. А сейчас вы узнаете, о каких домашних животных идёт речь.
3. Актуализация знаний
Учитель.
Зверь знакомый,
С шёрсткой гладкой
Спать на печке любит сладко.
Выгнет спинку он дугой.
Угадайте, кто такой? (Кот, кошка)
Учитель. Сегодня мы окажемся “ В мире домашних кошек”. (Слайд 1)
И вот наш первый домашний питомец, который любит гулять и считать звёзды на небе. Вам он тоже предлагает посчитать звёздочки. (Слайд 2)
4. Постановка проблемы. Решение проблемных ситуаций.
Задание 1. Счёт предметов. (Слайд 3).
Учитель. Сколько синих звёзд на небе? (5)
Учитель. Сколько красных звёзд на небе? (5)
Учитель. Сколько всего звёзд на небе? (12)
Учитель. Сейчас мне хочется рассказать вот об этом котёнке. (Слайд 4)
Всё мяукал котёнок
Во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку,
Чтоб позвал кто-то в дом.Вдруг с куста одинокий
Прошуршал жёлтый лист –
Показалось котёнку,
Что позвали “кис-кис”.Замирая от счастья,
Он помчался на зов.
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Учитель. Грустное стихотворение, правда? Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял кров и остался одинок! Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Давайте позаботимся об этом котёнке и построим для него дом. Согласны?
Правильными ответами вы поможете построить дом. А задание такое...
Задание 2. Сравнение.
Учитель. Нужно сравнить две картинки. У двух картинок есть различия. Найдите их. (Рисунок 1)
Рис. 1
Ответы детей:
1. Один гусь белый, а другой серый.
2. У одного гуся есть кепка, а у другого нет.
3. На одной картинке облачко, а на другой – солнце.
4. На одной картинке бабочка, а на другой – стрекоза.
5. Один кораблик красный, а другой – желтый.
6. На одном кораблике есть флажок, на другом нет.
Учитель по ходу правильных ответов на доску вывешивает геометрические фигуры, в результате чего появляется дом. ( Рисунок 2)
Задание 3. Признаки геометрических фигур.
Рис. 2
Учитель. Из каких геометрических фигур состоит дом? (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)
Учитель. На какие группы можно разбить эти фигуры? (По цвету: желтые и красные; по размеру: большие и маленькие; по форме: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
Ученица читает стихотворение (Слайд 5)
Наша кошка
Любит кошечка у нас
Кушать рыбку – это раз,
А второе – это то,
Что она пьёт молоко.
Ну, а в-третьих – что она
Резвая почти всегда:
Летом бабочку поймает
И с ней просто поиграет,
А зимой в холодный день
Мы играем вместе с ней.
А играя с ней немножко,
Каждый любит свою кошку!
- Что же любит эта кошка?
- А ещё она любит придумывать интересные задания.
Задание 4. Анализ (для дошкольников)
Учитель. Какой предмет нужно нарисовать в пустой клеточке: грибок, солнышко или цветочек? (Рисунок 3)
Рис. 3
Это интересно (сообщение учителя)
Учитель. Ребята, а вы знаете, что самая распространенная кошачья кличка – Муська?
- А вы знаете, что на нашей планете живёт более 400 миллионов домашних кошек?
- А вы знаете, что одна кошка по кличке Дасти, которая жила в США за всю свою жизнь (17 лет) родила 420 котят?
Теперь вы об этом будете знать и можете рассказать об этом своим родителям и друзьям.
А сейчас вот с этим замечательным котёнком мы предлагаем вам отдохнуть. (Слайд 6)
5. Физминутка на внимание
Учитель.
Сколько лапок у котенка?
Сколько лапок у тигренка?
Сколько ножек у стола?
Сколько будет три плюс два?
Физминутка общеукрепляющая
Ученик.
Котик, котик, котичок,
Полосатенький бочок.
Котик раненько встаёт,
Ушки моет, лапки трёт.
Подметает котик хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Котик хочет сильным стать.
Учитель. Этот кот очень любознательный. Он приготовил для первоклассников серьёзное испытание. (Слайд 7)
Задание 5. Анализ (для учеников)
Учитель. Какого человечка нужно нарисовать в пустой клеточке? (Рисунок 4)
Рис. 4
Учитель. А эта кошечка просит вас послушать отрывки из произведений, угадать их названия и автора (Слайд 8)
Стала девочка учить котёнка говорить:
- Котик, скажи: мячик.
А он говорит: мяу.
- Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу.
- Скажи: электричество.
А он говорит: мяу-мяу!
Всё “мяу” да “мяу”! Вот какой глупый котёнок!
(С. Маршак. “Усатый – полосатый”.)
Когда Людоед принял своё прежнее обличье, Кот спрыгнул на пол и спросил:
- А в маленького зверька, вроде мыши, вы тоже можете превратиться? Ведь это, наверное, очень трудно!
- Конечно, могу, - ответил Людоед и превратился в маленькую мышку.
Кот только этого и ждал. Он тут же бросился на мышку и съел её.
(Ш. Перро. “Кот в сапогах.)
Учитель. У каждой кошки свой характер, как у людей. Они бывают озорными, нежными, ласковыми, аккуратными, игривыми, хитрыми.
Какой по характеру вам показалась эта кошка? (Слайд 9)
- Не зря вы назвали её умной и хитрой. Она приготовила для вас очень хитрое задание.
Задание 5. Умозаключения по аналогии.
Учитель. Кого на рисунке больше: кошек или животных? Почему? (Рисунок 5)
Рис. 5
6. Подведение итога урока. Рефлексия.
Учитель. Сегодня мы побывали “В мире домашних кошек”. Что вам понравилось на уроке? Какое задание было для вас самым интересным? Что вам помогло справиться с заданиями? (Знания.)
Я желаю всем здоровья, дальнейших успехов в учёбе и труде. Спасибо всем за работу!