Реакции ионного обмена

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательные:
    • повторить, актуализировать и углубить знания по теме «Теория электролитической диссоциации»;
    • изучить материал о реакциях ионного обмена, условиях их необратимого протекания;
    • научить составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умение применять знания, выделять и запоминать главное; анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания;
    • развивать логическое мышление, умения наблюдать и делать выводы;
    • выработать умения и навыки в составлении полных и сокращенных  ионных уравнений  реакций.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность;
    • способствовать развитию безопасного обращения с веществами, аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: таблица растворимости солей, кислот и оснований; штатив с пробирками.

Реактивы: растворы хлорида бария, сульфата натрия, карбоната натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, сульфата меди (II), фенолфталеин.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

1) Ответы на вопросы:

– Что такое электролитическая диссоциация?
– Какие вещества называются электролитами? неэлектролитами?
– Какие частицы называют катионами? анионами?
– Что представляют собой соли, кислоты, основания как электролиты?

2) Выполнение заданий

№1: распределить и дать названия ионам К+, CO32–  , Al3+, OH  , Cl   , H+, PO43–  , Mg2+, SO42–, NH4+, S2–

КАТИОНЫ АНИОНЫ
простые сложные простые сложные
       

№2: cоставить молекулярные формулы веществ-электролитов, состоящих из ионов, записанных в таблице.

№3: выбрать формулы электролитов и записать уравнения диссоциации этих веществ (хлорид кальция, сульфат бария,  гидроксид натрия, кремниевая кислота, карбонат калия, гидроксид меди (II), оксид алюминия, сульфат алюминия, гидроксид бария, оксид углерода (IV), соляная  кислота).

III. Основная часть

1) Сообщить и записать тему урока: «Реакции ионного обмена».
2) Актуализировать понятие «реакция ионного обмена»:

– Что значит «реакции обмена»? Дайте определение.
– Что означает «реакции ионного обмена»?

3) Ознакомить с условиями протекания реакций ионного обмена, выполнив лабораторную работу.
4) Повторить правила техники безопасности.

Лабораторная работа

Инструкционная карта лабораторной работы

Опыт 1.    К раствору хлорида бария прилить раствор сульфата натрия. Записать наблюдения.
Опыт 2.    К раствору карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Записать наблюдения.
Опыт 3.    В раствор гидроксида натрия добавить 1-2 капли фенолфталеина. Прилить  раствор соляной кислоты. Записать наблюдения.
Опыт 4.    К раствору хлорида калия и сульфата натрия. Записать наблюдения.

Исходные вещества Наблюдения Уравнения реакций Выводы
       
       

5) Рассмотреть закономерности протекания таких реакций, записать уравнения этих реакций в молекулярном и в ионном виде (полное и сокращенное ионное уравнения).  
6) Подвести итог лабораторной работы. Записать вывод: Реакции ионного обмена протекают только в тех случаях, когда в результате выделяется газ, осадок или вода.
7) Выполнить обратное задание.

По сокращенному ионному уравнению Cu2+ + 2OH   –– > Cu(OH)2↓ составить молекулярное и осуществить реакцию практически.

IV. Закрепление изученного материала

Мини-тест

1. Определите, какая реакция практически осуществима:

а) MgSO4 + Ba(NO3)2 –– >
б) MgCl2 + Ba(NO3)2 –– >
в) BaCl2 + Mg(NO3)2 –– >
г) BaSO4 + Mg(NO3)2 –– >

2. Определите, какая реакция обратима:

а) AgNO3 + NaCl –– >
б) MgCl2 + Na2SO4 –– >
в) K2CO3 + HCl –– >
г) H3PO4 + KOH –– >

3. Газообразное вещество образуется при взаимодействии:

а) Cu(OH)2 и H2SO4
б) CaCO3 и HCl
в) KOH и Zn(NO3)2
г) Na2CO3 и CaCl2

4. Сокращенному ионному уравнению реакции Al3+ + 3ОН  –– > Al(ОН)3↓ отвечает взаимодействие веществ:

а) Al2O3 и HCl
б) Al2O3 и H2O
в) AlPO4 и KOH
г) Al(NO3)3 и NaOH

5. Сокращенное ионное уравнение H+ + OH   –– > H2O соответствует взаимодействию веществ:

а) H2 + O2 –– >
б) Ba(OH)2 + H2SO4 –– >
в) KOH + H2SO4 –– >
г) Cu(OH)2 + H2SO4 –– >

V. Заключительная часть

Подведение итогов урока, запись домашнего задания.