Программное содержание:
- Дать детям представление о микроорганизмах, об их свойствах (растут, питаются, размножаются).
- Закрепить культурно-гигиенические навыки.
- Пополнить знания детей о витаминах, о их пользе для здоровья, о содержании тех или иных витаминах в овощах и фруктах.
- Обобщить имеющиеся у детей знания о частях лица человека и их функционировании.
Ход деятельности
- Входят дети здороваются с гостями (пальчиковая игра “здравствуй пальчик”, театр руки “ знакомство”).
- Ребята, почему вы сказали гостям - “Здравствуйте”? (дети отвечают, что при встрече люди говорят “здравствуйте”).
- Как еще можно поприветствовать друг друга? Почему вы не сказали гостям “привет”? (так можно сказать своему другу, а со взрослыми так не здороваются).
- Произнесите и вы это удивительное слово вслух. Делайте это чаще, потому, что от этого слова у всех поднимается настроение. Ведь оно особенное, когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.
- В слове “Здравствуй” как и в слове “Здороваться” много звонких звуков. Назовите их.
Правильно! Эти звуки дают нам заряд бодрости.
- Расскажу я вам сегодня удивительную историю: рано утром я слушала радио, но была невнимательна и все перепутала. А по радио в волшебной стране “Здоровья” Загадывали такую загадку: “Что на свете всего дороже?”. Загадка волшебная, поэтому давайте заглянем в волшебный сундучок и поищем на нее ответ (дети заглядывают в волшебный сундучок, на дне которого лежит зеркало). Кого вы там увидели? Конечно себя! Так что же дороже всего для каждого из вас? Конечно для каждого из вас - это ваше здоровье. Сегодня мы будем учиться беречь свое здоровье и отправимся путешествовать по волшебной стране “Здоровья”.
На каком же транспорте можно отправиться путешествовать? Дети называют виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
А отправимся мы вот на чем: - “Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес, накорми меня бензином, на копытце дай резину, и тогда поднявши пыль, побежит? (автомобиль).
Упражнение “Заводим мотор”
- Волшебный сундучок приготовил вам сюрприз (педагог раздает зеркала).
Попробуйте, ребятки, разгадать мои загадки, ни кто ответ вам не подскажет. Но зеркало его покажет (кто не отгадает, превращается в “Грязнулю”). Отгадки выставить на фланелеграф.
Загадки:
- Он бывает самым разным: добрым, вредным, важным, длинным, маленьким, горбатым, тонким, толстым, конопатым? (Нос).
- У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз? (Уши).
- Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят? (Глаза).
- Их не сеют, не сажают, они сами вырастают? (Волосы).
- За красными жердочками сидят белые курочки? (Зубы).
- Есть у радости подруга, в виде полукруга, на лице она живет, то куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратиться грусть-тоска ее боится? (Улыбка).
- Сейчас “Грязнули” расскажут, как ухаживать за волосами, глазами, ушами. Дети рассказывают.
- Закрыли глаза. (дети закрывают глаза в это время появляется “Нехочуха”).
Педагог:
- Час обеда подошел, Нехочуха сел за стол.
Нехочуха:
- Не хочу я есть салат! Дайте лучше мармелад! Не хочу я винегрет! Дайте булок и конфет! Принесите в детский сад “Фанту”, “Спрайт” и “Пепси-колу”, а из фруктов разных соки доведут нас до мороки!
Педагог:
- Ай-ай-ай! Посмотрите-ка на них, что за внешний вид, что-то здесь не так? Если, что у них болит голова, им поможет Айболит!
Айболит:
- Чтоб здоровым, сильным быть нужно овощи любить, всем без исключения! Это без сомнения!
Педагог:
- Доктор, Айболит, почему надо есть фрукты и овощи?
Айболит:
- В них содержатся такие волшебные вещества, которые помогут стать здоровыми, румяными, бодрыми.
Нехочуха:
Что это за волшебные вещества?
Айболит:
- Витамины!
Дидактическая игра “Витаминные семейки”.
Педагог:
- Какие важные семейки получились!
Айболит:
- И решать я не берусь, кто из них вкуснее, кто из них важнее.
Нехочуха:
- Подумаешь, ни чего в этом хорошего нет.
Педагог:
- Что же нам делать, а руки-то у них какие грязные! На них же микробы!
Нехочуха:
- Какие такие микробы? Нет ничего...
Айболит:
- Микробы – это маленькие живые существа. Их нельзя увидеть. И они очень опасны для здоровья!
Нехочуха:
- Да, ладно! Может если только один микробик!
Педагог:
-У микробов есть одно интересное свойство, они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых таких же микробов. Особенно хорошо микробы размножаются в организме человека, там тепло, влажно и много еды. Они чувствуют себя очень хорошо, их количество быстро растет. Давайте посмотрим, как это происходит.
Моделирование “Размножение микробов”
- Отделите от пластилина кусочек и скатайте из него шарик. Вот так выглядят микробы, которые вызывают ангину, болезни зубов и многие другие болезни.
Разделим шарик на две части получились новые микробы. Вначале они маленькие, но они питаются и растут, поэтому скоро станут такими же, как и первая. Возьмите еще немного пластилина и прилепите к его вашим маленьким микробам, как будто они выросли. Что теперь с ними произойдет? (ответы детей) правильно снова разделятся. Вот так их количество становится больше и человек заболевает!
Айболит:
- Видите, как их много стало, а Нехочуха не видит их на своих руках. Потому что они не видимы простым глазом, их можно увидеть только с помощью специального приспособления, которое называется “Микроскоп”. Показывает картинку.
Игра - экспериментирование “Помоем ручки”
- Когда моем ручки? Правильно, когда приходим с улицы, когда идем кушать...
Звучит музыка “полет бабочки”
Гимнастика для глаз “Бабочка-красавица”
(Педагог рисует в воздухе различные фигуры, дети прослеживают глазами, не поворачивая головы).
- Бабочка-красавица прилетела к нам
Бабочка- красавица отдых дай глазам
Можно с вами поиграть?
Вас не буду обижать!
Бабочка, давай дружить,
Только, чур, не подводить!
Полечу-ка я в лесок, глазки ты закрой дружок!
(Дети закрывают глаза на 1-2 сек., потом открывают их и быстро-быстро моргают в течении нескольких минут. Поглаживают указательными пальцами веки).
Мимические упражнения “Злой волшебник”
К нам пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И гостей заколдовал,
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки
Стали думать и решать,
Как гостей расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять
Надо музыку назвать.
Педагог:
- А сейчас я вам предлагаю нарисовать “Здоровье” и “Болезни”. (Дети рисуют лежа коврике).
- Какое получилось здоровье?
- А какая болезнь?
- Нужна нам болезнь?
Айболит:
- Я открою вам секрет: веселые, добрые, аккуратные люди живут долго и не болеют, а вот злые, неряшливые, хмурые люди наоборот!
- Так какими мы должны быть, чтобы прожить жизнь здоровыми и сильными?
(Ответы детей).
Вот и подошло к концу наше путешествие. Надо возвращаться домой. Поедем на паровозе.
Массаж спины “Паровоз”
Паровоз кричит ду-ду! Я иду, иду, иду! (поколачивание кулачками по спине).
А вагоны стучат. А вагоны говорят: так-так-так! Так-так-так! (похлопывание ладошками по спине).
Едет-едет паровоз, две трубы и сто колес (поглаживание ладошками).
Так-так-так! Так-так-так! (дети едут паровозиком).