Урок обобщения по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение знаний о глаголе, как части речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– На улице весна. Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Свежий воздух. Глубоко вздохнули, выдохнули. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Улыбнитесь мне, друг другу. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Тихонечко сели.

II. Тема урока, цель

– Урок русского языка. Тема: Обобщение. Глагол. Цель урока: Обобщение знаний о глаголе, как части речи. Открыли тетради. Второе апреля. Классная работа.

III. Лексическая работа

– Прочитайте шёпотом строки, которые написала о весне Надежда Толмачёва:   

Пробудился лес после зимнего сна. Взмахнуло весеннее солнце золотым   рукавом. Умылось оно тёплым дождём и пошло гулять по синему небу.
Заблестели на пригорке жёлтые одуванчики.

– Прочитаем эти строки выразительно.
– Как вы понимаете выражение «взмахнуло золотым рукавом»?
– Запишите второе предложение в тетрадь красиво и грамотно.

IV. Синтаксический разбор предложения

– Сделаем синтаксический разбор предложения.

Взмахнуло весеннее солнце золотым рукавом. (повест., невоскл., распр.)
солнце (какое?) весеннее,
взмахнуло (чем?) рукавом,
рукавом (каким?) золотым.

Вопросы.

V. Словарная работа

1. Повторение слов по теме «Цветы»

– Какое словарное слово встретилось?
– К какой теме относится это слово?
– Вспомните, какие ещё слова относятся к теме «Цветы»?
– А теперь читаем все вместе. (Чтение слов с ударением, по слогам)

2. Запись слов в тетрадь

– Запишите слова в тетрадь.

3. Взаимопроверка

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
– Кто сделал работу без ошибок?

4. Знакомство с новым словом

– Сегодня мы познакомимся с новым  словарным словом. Об этом цветке в разных уголках нашей страны скажут по-разному. Одни скажут, что он голубой, как весеннее небо. Другие – что он золотистый, как солнечный луч. А третьи – что он белый, как снег. Дело в том, что часто так называют любые цветы, которые первыми появляются из-под снега. Кто догадался, о каком цветке идёт речь?
– Настоящий подснежник – это беловато-жёлтоватый цветок-стрелка.
– Прочитаем слово по слогам и с ударением.
– Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение.

Подснежник

– Почему слово подснежник является словарным?
– Подчеркнём орфограммы.

VI. Разбор слова по составу

Подберём к слову подснежник однокоренные слова.

Подснежник, снег, снежный, снежинка, снеговик, Снегурочка, заснежить.

– Разберём слово заснежить по составу.

VII.Морфологический разбор слова

– Какие из этих слов являются глаголами?
– Почему слово снежный не является глаголом?
– Какая эта часть речи?
– К какой часть речи относятся остальные слова? Почему?
– Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда Адама и Еву изгнали из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратили в цветки подснежника.  А вот что написал Иван Сергеевич Соколов – Микитов: Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром, расстилаются подснежники…
– Сделаем морфологический разбор слов растаял и цветут.

Растаял – гл.

I. Снег (что сделал?) не растаял. Н.ф. растаять.
II. Пост. – сов.в., Iспр.
Непост. – ед.ч.,прош.вр..м.р.
III. Снег (что сделал?) не растаял

Цветут – гл.

I. Подснежники (что делают?) цветут. Н.ф. цвести.
II. Пост. – несов., I спр.,
Непост. – мн. ч., наст. вр, 3 л.,
III. Подснежники (что делают?) цветут.

VIII. Творческая работа

1. Орфографическая работа.

– Вставьте пропущенные буквы и окончания.

.жива.т после зимн..спячк.,
п..вились на пр.горк.,
б.р.гите ре.к.. растения,
не с.бирайте букеты.

2. Самостоятельная работа

– Используя эти словосочетания, напишите небольшой рассказ «Берегите цветы».

3. Чтение рассказов

– Прочитаем рассказы.

4. Воспитательный момент

– Цветы, как всё живое, требует бережного отношения к себе. Особенно мы должны беречь редко встречающиеся растения. Их осталось на Земле так мало, что они могут совсем исчезнуть. Это ландыши, сон-трава, ветреница, кувшинка. Не берите для букетов много цветов, два-три цветочка, поверьте будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет, да и те порадуют один-два дня. Но они больше никогда не вырастут на Земле.

Дерево, трава и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

IX. Итог урока

1. Составим рассказ о глаголе.

2. Заморочки из бочки.

Определить:

1) лицо глагола отцвела,
2) род глагола зацветёт,
3) число глагола расцветать,
4) время глагола беречь,
5) спряжение глагола хотеть,
6) лицо глагола сквозит (безлич.)  
Образовать от глагола отцветёт настоящее время.