Тип урока: урок открытия нового материала.
Оборудование урока: учебник М.И. Моро, Ю.М. Колягин «Математика»; весы кухонные, ноутбук, проектор, игрушки, продукты: сахар – 1 кг, мука – 2 кг; презентации «Весы», «Задания на нахождение массы», карточки, таблицы, кукла-продавец; индивидуальные цифры, линейки, карандаши, листы, рисунки гирь.
Цель урока: создать условия для развития:
предметных умений: знать термины
«масса», «Килограмм». Запись 1кг; |
метапредметных умений: умения
использовать новые знания в своей жизни; |
личностных: развитие интереса к
математике. |
Методы обучения: проблемный диалог, беседа, наглядные пособия: таблицы, презентация; практическая работа, индивидуальные карточки, дидактическая игра.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня мы узнаем зачем нужно знать
математику и где оно применяется.
К нам пришёл кукла-продавец слушайте его стишок:
Математика, математика
Очень нужная наука.
Для плавания по морю
И полёта в космос,
Для кондитера и швеи
Математика нужна.
Математика везде
Сопровождает нас она. (Презентация. Слайды 2,3)
II. Назовём продавца. Она хочет узнать как вы знаете математические термины и для этого приготовила «Математический диктант»
- Сумму чисел 2 и 2 увеличьте на 5.
- Разность чисел 7 и 4, увеличьте на 2.
- На сколько 3 меньше 8.
- От какого числа отняли 5 и получили 2.
- Найдите сумму 3и 4.
- Первое слагаемое 5 , второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 8 вычитаемое 3 . Найдите разность.
- 6 плюс 3 мину 2.
- У Айаала 6 леденцов и 3 сниккерса. Сколько конфет у Айаала?
- Ньургуйаана выкроила 6 снежинок, а Айыына 4. На сколько…? (слайд4).
III. Проблемная ситуация
Учитель: | Обучающиеся: |
– Чем измеряют длину тетради и
учебника? – Какие единицы измерения вы знаете. – Как узнаете что тяжелее? Тетрадь или книга? – Как вы думаете какую величину мы пытаемся узнавать? – Хорошо вес. А как мы назовём по термину математики? – В каком предприятии больше всего взвешивают? – Как называют работника магазина? – Вот он сейчас находится у нас. Слушайте и смотрите внимательно. – Как звучит слово «вес» по математическому термину. – Величина веса – масса. (Слайд) – Кто знает какой единицей измеряют массу? – Хорошо продавец измеряет массу килограммом. (Слайд) – Может кто видел, как пишут слово «1 килограмм коротко» 1 килограмм – 1 кг (слайд). – Итак как называется тема нашего урока. – Какую величину измеряют килограммом? – Как коротко пишем? |
Линейкой.. Сантиметр, дециметр (измеряют) Пытаются руками, какой тяжелее? Можно предложить взвесить на весах (или руками). Молчат (вес) Молчат. В магазине? Продавец. Слушают. Читают. Килограмм. Килограмм. Массу. 1 кг. |
IV. Хочу всё знать?
– А знаете ли вы как в старину якуты измеряли массу. (Слайды 7-9).
V. Физкультминутка
Шла зайчиха по лесу (ходят)
И нашла грибочка.
Наклонилась, подняла, (наклоняются)
Посмотрела нет ли червей? (крутят руки)
Убедилась в чистоте,
Взвесила наугад, (руки в стороны и качаю ).
Будет весит мой грибочек
Прямо 2 килограмма.
И зайчиха побежала.
Накормить своих детей. (бегут).
VI. Как вы думаете точно ли взвешивали наши деды свои продукты. А чем вы взвешиваем? (Ответы учащихся) (Слайды 10-12).
VII. Практическая работа
Взвешивание продуктов: растительное масло, сахар (в упаковке)
VIII. Работа по слайду
– Какие весы используют сейчас ? (Электронные).
– А раньше использовали весы с утками? Кто-нибудь
видел? (У бабушки). Хорошо.
– А как пользовались весами? Взвешивали с
помощью гирь. На одну чащу ставили гири, на другую
продукты. Если сравняются носы уток, то продукт
весил столько сколько чисел было на гире.
– Сейчас посмотрите слайд и напишите в
тетради вес.
Сколько весит сахар? (Слайд 13)
Найди массу арбуза? (Слайд 14)
Вычти массу дыни? (Слайд 15)
Реши примеры.
6 кг + 3 кг = 5 кг + 3 кг = 2 кг + 1 кг + 5 кг =
8 кг – 2 кг = 9 кг – 4кг = 9 кг – 3 кг + 2 кг =
XI. Итог урока
– Что вы для себя открыли новое? (Килограмм)
– Какую величину измеряют килограммом? (Массу)
– С помощью какого прибора измеряют массу? (Весов)
– Как пишут 2 килограмм, 1 килограмм.
– Как вы работали (Показывают сигнальные
карточки)
Использованная литература:
1. Васильев П.К. Фёдоров И.Г. Словарь с
картинками. Якутск 1992с.
2. Моро. Математика 1 класс 2008г. Якутск.
2. Л.Г. Петерсон Математика 1 класс 3 часть
Ювента 2002 г.
3. Интернет-ресурсы.