Природа в жизни и деятельности людей играет большую роль. Она служит источником материального производства (природные ресурсы) и средой обитания (природные условия). Поэтому знания о природе необходимы обществу в целом, так и отдельному человеку, тем более в процессе модернизации системы школьного географического образования возрастает роль изучения родного края. Ее решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям Отечества.
Изучение географии с 6 по 9 классы основной общеобразовательной школы способствует накоплению краеведческой информации за счет осуществления в учебно-воспитательном процессе краеведческого процесса обучения. В установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями , которые приобретают в результате изучения родного края.
При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми географическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории.
Краеведение способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его ценностей и традиций. В нем заложена основа формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края , что способствует становлению личности, небезразличной своей малой родине – земле Новошешминской.
Учитывая возрастающую роль изучения краеведения, я создала программу элективного курса «Новошешминский район – родной мой край». Я считаю, практическая значимость курса велика, поскольку содержание строится на интегрированном краеведческом материале. Курс не дублирует содержание школьной географии, отличается формами организации учебной деятельности, соответствующей социально-экономической направленности. Это интервью, социокультурные практикумы, работа со статистическим материалом и т.д.
Вовлечение учащихся в разнообразные виды учебной деятельности способствуют, творческому развитию детей, повышает интерес к урокам географии, прививает любовь к своему краю, открывает возможности для реализации, становления чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.
Предлагаю сценарий одного урока из данного элективного курса.
Тип урока: обобщающее повторение по природе Новошешминского района Республики Татарстан.
Цели:
- Образовательные: обобщить знания и умения учащихся по разделу: «Природа Новошешминского района», применять полученные знания на практике, научить отстаивать свою точку зрения, выявить знатоков природы своего края.
- Развивающие: развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки работы в группах; углубить познавательный интерес к окружающей среде, к окружающей жизни своего родного края.
- Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства любви к своей малой Родине, гордости за свой край, формирование бережного отношения к природе своего края, осуществление экологического и эстетического воспитания.
Оборудование: физическая карта Татарстана, Новошешминского района ,знаки станций, герб и флаг Новошешминского района, плакат «щука», мультипроектор, бейджики (красные синие, желтые, зеленые), музыкальное сопровождение: гимн Новошешминского района «Земля Новошешминская».
ХОД УРОКА
«Земля Новошешминская родная,
Ты мне как целый белый свет
Тебя сполна я не познаю:
На это мало кратных лет»
В начале урока звучит гимн «Земля Новошешминская».
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по родному краю. Маршрут нашего путешествия представлен следующими станциями: «Историческая», «Заповедник», «Лес», «Река», «Гора», «Месторождения». (За две недели учащиеся были ознакомлены с порядком проведения данного урока и должны были приготовить необходимые сообщения. Класс делится на четыре команды с опознавательными знаками: красные, синие, желтые, зеленые. Параллельно с путешествием будем проводить различные конкурсы. Оценивать команды будут лучшие ученики, хорошо знающие данный материал, и учитель. Результаты вносятся в таблицу).
Название станций | Красные | Синие | Желтые | Зеленые |
Историческая | ||||
Заповедник | ||||
Лес | ||||
Река | ||||
Гора | ||||
Месторождения |
– Пора отправляться в путь! Наше путешествие начинается со станции «Историческая». Слово предоставляется ученику. Демонстрируются слайды. (Приложение 1)
Первый конкурс
– На гербе Новошешминского района изображена щука. В течение одной минуты один представитель из каждой команды рисует по памяти щуку. Победителем становится та команда, у которой более близко к подлиннику изображение. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (демонстрируется плакат с изображением щуки).
– Следующая станция «Заповедник». Ученик со знаком станции делает сообщение о ботаническом заказнике «Склон Коржинского». (Приложение 2)
Второй конкурс
– Команды получают список растений, из которого нужно отметить 3 растения, которые могут встретиться в заказнике «Склон Коржинского». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.Список растений : ковыль Лессинга, клевер луговой, лук шаровидный, адонис майский, подснежник, ландыш, василек русский, зверобой.
– Наше путешествие продолжается. Станция «Лес». Рассказ ученика со знаком станции. Демонстрируются слайды. (Приложение 3)
Третий конкурс «Угадай-ка»
Команды должны отгадать загадки. За каждый правильный ответ получает 2 балла.
– Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить
нельзя. (Болото)
– Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
– Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
– По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и
пропадет. (Волна)
– Не дерево, а суковато. (Олень)
– Не птица, а летает. (Летучая мышь)
– Весной веселит, летом холодит, осенью питает,
зимой согревает. (Лес)
– Висит сито, не руками свито. (Паутина)
– Все молодцы! И мы добрались до станции «Река». Ученик рассказывает о реках Новошешминского района. Демонстрируются слайды. (Приложение 4)
Четвертый конкурс. Викторина
За правильный ответ – 1 балл.
1. Назовите крупные реки Татарстана.
2. Какова протяженность Волги на территории
Татарстана?
3. Перечислите реки Новошешминского района.
4. Самая красивая река Новошешминского района? (Шешма)
5. Назовите животное, которое спасло Шарика в
мультфильме «Простоквашино». Это животное
обитает в реках нашего района. (Бобр)
6. Назовите рыбу, которая спасла Емелю от
нищеты.7.Самая длинная река Новошешминского
района. (Шешма – 50 км.)
– Мы двигаемся дальше. Станция «Гора». Ученик со знаком станции рассказывает о рельефе Новошешминского района, демонстрируются слайды. (Приложение 5)
Пятый конкурс. Тест
Команды получают тестовые задания. На выполнение задания отводится 3 минуты. Время пошло!
1. Новошешминский район расположен:
а) на востоке республики;
б) в центральной части республики;
в) на юге республики.
2. В пределах Новошешминского района находится древнее Булгарское городище:
а) Биляр;
б) Сувар;
в) Тубылгытау.
3. В настоящее время рельеф Татарстана изменяется в большей степени под действием:
а) внешних процессов;
б) внутренних процессов.
4. В Новошешминском районе преобладают формы рельефа:
а) низменные;
б) гористые;
в) равнинно-холмистые.
5. На формирование рельефа большее влияние оказывают:
а) ветровая эрозия;
б) водная эрозия,
в) антропогенная эрозия.
6. В Новошешминском районе добывают полезные ископаемые:
а) каменный уголь;
б) торф, строительный материал;
в) песок, глина, известняк, нефть.
7. Основная территория Новошешминского района расположена в пределах:
а) Бугульминской возвышенности;
б) Приволжской возвышенности;
в) Заволжской низменности.
8. В районе расположен ботанический заказник:
а) Чатыр-Тау;
б) Склон Коржинского;
в) Урдалы-Тау.
– И, наконец, мы добрались до последней станции «Месторождение». Ученик рассказывает о полезных ископаемых Новошешминского района. (Приложение 6)
Шестой конкурс. «Реклама»
– А теперь, представьте, что вы рекламные агенты, которым нужно прорекламировать предложенные полезные ископаемые так, чтобы состоятельные люди дали денег на их добычу, а именно: песок, глина, известняк, нефть. Команды выполняют задание и представляют свою рекламу.
– Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. Команда-победитель получает Диплом Знатока Родного края. И традиционно поем песню «Как здорово!»