Цели урока.
Перечень оборудования: крючки, ножницы, пряжа. Схемы. Компьютер, проектор, экран.
Технологические сведения: организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Приемы вязания по кругу.
Наглядные пособия: инструкции по технике безопасности, схемы выполнения “простых петель” и “столбиков с накидом”. Образцы готовых изделий, презентация.
Межпредметные связи: математика, изо, ОБЖ.
Практическая работа: вязание декоративных чехлов.
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: мастер-класс.
План занятия.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания чехла.
- Практическая работа. Выполнение чехлов.
- Заключительная часть. Итог, домашнее задание.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности класса к занятию.
3. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1. Презентация)
II. Повторение пройденного материала.
– Какие инструменты и материалы нам необходимы для вязания крючком? (Крючки, ножницы, нитки.) (Слайд 2)
– Вспомните, какие правила безопасности вы должны соблюдать, работая с крючком? (Слайд 3)
Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:
1. Со спицами и крючками необходимо обращаться
очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в
коробках и пеналах.
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать
до начала работы, и после ее окончания.
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми,
иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками,
иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует
складывать в отдельную коробку, а потом
выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или
газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким
образом, чтобы острие осталось по возможности
между слоев ткани.
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во
время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув
лезвия.
Санитарно-гигиенические требования при вязании:
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено,
свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки
стула. Расстояние от глаз до работы должно быть
не менее 35–40 см, чтобы не развивалась
близорукость, в глаза не попадали частички
волокон, из которых состоит пряжа.
3. Перед началом и после работы следует вымыть
руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались,
а на руках не оставалось мелких волокон.
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув
в ткань или положив в пакет.
- Как правильно держать крючок?
При работе крючком следует соблюдать не только правила безопасной работы, но и правила правильного положения рук при вязании.
Крючок можно держать в руке двумя способами : как карандаш и как нож. Обычно работающий привыкает к одному положению рук. Но так как вязание крючком требует провязывания нескольких тысяч петель, то я рекомендую брать крючок как карандаш, чтобы уменьшить нагрузку на руку, ограничить её подвижность. При таком положении нагрузка идет только на кисть руки. (Слайд 4)
- С какими основными элементами вязания крючком мы с вами познакомились на предыдущих уроках технологии? (Слайды 5-10)
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала сопровождается показом презентации “Декоративные чехлы на банку”.
- Очень часто при вязании остается много маленьких клубочков ниток, которые уже не пригодны для вязания больших изделий, но их можно использовать, связав такие интересные чехлы для баночек.
- А для чего они могут пригодиться? (Слайд 11)
На каждый чехол нам понадобиться около30 граммов ниток. Хорошо если у вас в запасе есть хотя бы два цвета, а если больше – просто замечательно.
И так, приступаем к работе. Посмотрите внимательно на следующий слайд и скажите и скажите, с чего мы с вами должны начать работу? (Слайд 12)
Нужно связать цепочку из воздушных петель (число петель должно быть кратно четырем) равную окружности банки, замкнуть в кольцо.
- Посмотрите и скажите, какие элементы используются для вязания второго ряда? Столбики с одним накидом в каждую петлю основания. А начинаем ряд двумя петлями подъема. (Слайд 14)
3-й ряд: Три воздушные петли подъёма, 3 столбика с/н. Далее четыре столбика с накидом в каждую четвертую петлю предыдущего ряда. (Слайд 15)
4-й и все последующие ряды: В середину каждого пышного столбика предыдущего ряда вяжем 2 ст с/н, 1в.п., 2 ст с/н. (Слайд 16)
По мере вязания примеряйте чехол на банку, когда высота достигнет горлышка (Слайд 17), Вяжем последний ряд: На каждой воздушной петле основания вяжем 6 ст с/н. (Слайд 18)
Готовое изделие можно декорировать на ваше усмотрение. (Слайд 18) Сами продумайте, как вы сможете украсить ваше изделие.
- Помимо того, что наше изделие красиво, оно еще и удобно в гигиеническом отношении. Что можно сделать, если оно испачкалось? Правильно, чехол постирать, а баночку помыть. А еще в любое время вы можете поменять на нем украшения! (Слайд 19)
IV. Практическая работа
- А теперь приступайте к работе, на столах у вас есть схема вязания изделия. Будьте внимательны. (Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы и разъяснения.) После 10-15 минут работы проводится физминутка:
1. Потягивание. При выполнении обращать
внимание на глубокий вдох при поднимании рук и
продолжительный выдох при опускании. При вдохе
глаза поднимать, при выдохе – опускать.
2. И.п. – стоя, руки опущены. На раз – руки поднять
вверх, подтянуться; два – вернуться в исходное
положение. (4-6 раз)
3. И.п. – стоя, руки на поясе (варианты – за голову,
вперед, в сторону). На раз – выполнить наклон
вперед с прогнутой спиной; два – вернуться в
исходное положение. (5-6 раз)
4. Полуприседания. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на
поясе. На раз – присесть на носках или всей стопе,
на два – вернуться в исходное положение. (10-12 раз)
V. Подведение итогов урока.
– Как у вас настроение?
– Молодцы, вы хорошо работали!
– Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
На смотровой стол выставляют свои изделия.
Учитель анализирует работы.
- Главное, девочки, чтобы было желание и терпение и тогда у вас все получится. Наш девиз: С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Русская пословица
VI. Домашнее задание.
– Дома вам нужно довязать изделия и придумать, как их можно украсить.
На следующем уроке продолжается работа по данной теме. Ведется работа по украшению чехольчиков. Проводится выставка детских работ. (Слайд 20-21)
Литература для учителя.
- Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко . Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1–4, 5–11 классы Москва “Просвещение”, 2012.
- Журналы: “Валя-Валентина”.
- Л.В. Волынкина. Энциклопедия вязания крючком. Москва “Мода и рукоделие”, 2002.
Интернет-ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/
http://knitsi.ru/