Проект урока по биологии на тему "Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе"

Разделы: Биология


Программа 7 класса «Многообразие живых организмов ». Авторы Н. И Сонин, В. В. Захаров. ( Допущено Министерством образования и науки Российской федерации).

Тип урока – комбинированный урок.

Цели и задачи:

  • Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитии земноводных, связанное с водой; познакомить с классификацией и многообразием амфибий, выяснить значение их в природе.
  • Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу, умение работать с учебником.
  • Воспитательные: необходимость биологических знаний для сохранения окружающей среды,  в частности, сохранения земноводных, влияние на них деятельности человека.

Формы организации учебной деятельности: проведение тестирования, самостоятельная работа с книгой, работа с терминами, демонстрация, обмен с мнениями, чтение отрывка из научно-популярной литературы.

Средства обучения: таблицы «Тип хордовые. Класс Земноводные», « Размножение и развитие лягушки», влажный препарат « Размножение и развитие  лягушки»,  фонограмма с записью голосов лягушки, раздаточный материал, компьютер, учебники биологии 7-го класса, рабочие тетради УМК В.Б. Захаров, Н. И. Сонин, презентация, научно-популярная литература.

Форма организации работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Личностная значимость для школьника изучаемого материала. На садовом участке нужно оставлять нетронутые места, где могла бы жить наша помощница жаба.

План урока.

1. Тест, решение биологических задач.
2. Размножение земноводных.
3. Стадии развития лягушки.
4. Многообразие земноводных.
5. Роль земноводных в природе и жизни человека.
6. Закрепление изучаемого материала.

На доске термины урока: гамета, зигота, метаморфоз, неотения, головастик, батрахология

Содержание урока.

Эпиграф к уроку на доске:  «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны». (Марк Твен)

I. Организационный момент.

Ученики настраиваются на работу. Открывают учебники, рабочие тетради.

– Ребята, обратите внимания на слова Марка Твена. Что  они означают?  – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.  

II. Повторение и отработка материала по предыдущей теме:

1. Выполнение тестового задания (из предложенных ответов выберите один правильный). (Приложение 1)

2. Задание на соответствие (из перечня органов выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем). (Приложение 2)

3. Решение биологических задач.

Работа в малых группах.

Обсуждение ответов.

а) Почему самые маленькие тропические лягушки размером всего 1, 8 – 4 см, имея заметную яркую окраску, не прячутся от хищников?  (Их кожная слизь страшно ядовита. Например, из кожи кокоа  индейцы приготовляют яд для стрел).

б) Вы, наверное, слышали, что при отсутствии холодильника от скисания молоко можно сохранить, опустив в него живую лягушку. На какой особенности земноводных основана эта технология? (Слизь, которую выделяют кожные железки, содержит убивающие бактерии,  (бактерицидные) вещества.  Поэтому, молоко действительно, сохраняется лучше).

в) Почему мозжечок земноводных развит хуже, а передний мозг лучше, чем у рыб? (Это связано с расширение двигательной активности, но однообразием движений амфибий).

г) Объясните, почему при глотании лягушка закатывает глаза? (Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза.  Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды).

III. Изучение новой темы

1. Прослушивание фонограммы с записью голосов лягушек.

Рассказ учителя.

Беседа.

– Пожалуй, нет человека, который бы не знал,  как квакают лягушки.  Многим доводилось весенней порой слышать и многоголосые «лягушачьи концерты», когда сотни рулад сливаются в оглушительный хор. О чем же «песня» лягушки? По особому они «галдят»  во время раздела территории, жалобные крики издают во время  опасности, но, самой звонкой трелью радуют сородичей во время брачного периода, так как, амфибии – раздельнополые животные.

2. Объяснение материала по презентации и с помощью влажного препарата.

(Приложение 3) Первый слайд: Органы размножения.

Второй слайд: Размножение и развитие лягушки.

3. Явление неотения.

Рисунок 1

Чтение научно-практической литературы. (Приложение 4)

4. Закончить логическую цепочку – работа на интерактивной доске. (Приложение 5)

Одновременно, проводится работа с терминами ( гамета, зигота, метаморфоз, неотения, головастик, батрахология).

5. Заполнение таблицы.

 – Скажите ваше мнение, есть ли конкуренция между головастиком и лягушкой за пищу и место обитания? Какое это имеет значение? (Приложение 6)

6. Подведение выводов о размножении и развитии земноводных. Запись в тетрадях:

– Оплодотворение наружное.
– Зародыш внутри яйца получает тепло и кислород из окружающей среды.
– Забота о потомстве практически отсутствует (исключением являются некоторые амфибии. Например, у суринамской пипы, яйца развиваются в спинных ячейках; африканская древесная лягушка откладывает яйца на листьев деревьев, из которых создает гнездо)
– Развитие осуществляется с метаморфозом (превращением).
– Сходство головастика с рыбой – доказательство происхождения от рыб.

7. Многообразие земноводных.

Слайд Презентации

Выступление учащихся (показывают рисунки, на которых изображены земноводные, рассказывают о них).

Беседа о земноводных Нижегородской области и об их охране.

1) Ученики работают по методическим пособиям « Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области» автора – составителя М. В. Пестова и других. Экоцентр «Дронт» , 2007 год, фото 1-13. 

Рисунок 2, 3, 4

Выступление учащегося о Сибирском углозубе – занесенном в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 7)

2) Обсуждение учащимися о причинах, приводящих к исчезновению земноводных.

– Влияет ли на жизнь земноводных деятельность человека? Какие меры по охране их видового многообразия вы можете предложить? Как вы можете помочь сохранить жизнь амфибиям? (Помочь при миграции весной, перенести икру и головастиков с высыхающих водоемов. Нельзя их преследовать, убивать).

8. Значение земноводных

– Что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится? (Насекомые размножаться выше определенного уровня и причиняемый их вред будет огромный).

Решение задачи.

Подсчитайте, если одна лягушка в день отлавливает 20 муз, сколько получается за месяц? За лето?  Из них 80 % – вредных.

(20 х 30 = 600 – за месяц.
600 х 90 = 54000 – за год.
Из них 480 – вредных за месяц).

– Учащиеся перечисляют значение земноводных:

Амфибии – хищники, занимают важное место в цепях питания;
уничтожают  насекомых, слизней и других вредителей огородов;
человек применяет в пищу – деликатесы;
имеют эстетическое значение;
их яд может лечить от разных заболеваний (Япония, Китай; В Южной Америке из организма древесной лягушки создано вещество в 200 раз эффективнее морфия);
служат объектом для науки.

Рассказ учителя.

Да, ребята, лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно: неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит ученым. Основоположник Отечественной физиологии  И. М. Сеченов, за работу « Рефлексы головного мозга» был вызван на судебный процесс, организованный церковью, считавшей, что работа мозга исследованию не подлежит. Знаменитый юрист А. Ф. Кони предложил свои услуги по защите ученого, но Сеченов ответил: « Я возьму в суд лягушку». Позднее церковники от процесса отказались.

IV. Закрепление материала по многообразию земноводных.

1. Решение кроссворда. (Приложение 8)

2.Задание № 125 на странице 63 рабочей тетради (если останется время).

Вывод по уроку.

Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее тесно связано друг с другом.

– О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных.

Возвращаемся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).

Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание: текст учебника (страницы 196 – 199),  ответить на вопросы (страницы 198 – 199), желающим подготовить сообщение о рептилиях Нижегородской области или   « Линька у рептилий».

Использованная литература:

1. Биология. Поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова и Н. И. Сонина 7 класс. Автор-составитель М. В. Высоцкая. Издательство «Учитель».
2. Поурочное планирование ,В. Н. Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. Издательство «Паритет».
3. Поурочные разработки по биологии 7-8 классы .О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова, Москва «Вако» 2006 год.
4. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование. Р. П.  Игошин. Академия развития, Академия Холдинг.
5. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области. Методическое пособие. Издание третье. Нижний Новгород.2007год.
6. И. Акимушкин «Мир животных». Птицы, рыбы , земноводные и пресмыкающиеся «. Издательство «Мысль».
7. Энциклопедия для детей. Аванта. Биология. Жизнь. Мир растений и животных. Эволюция и тайны живого. Том 2. Ведущий научный редактор тома Г. Вильчек.
8. Интернет-ссылки. http://www.ecosystema.ru/07referats/zemnovod.ru/   (Земноводные. Особенности строения и развития. Систематика.)