Внеклассное мероприятие по русскому языку. Интеллектуальная игра "Лингвистическая мозаика"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Русский язык – один из самых сложных учебных предметов, интерес к которому с каждым годом падает, тогда как значимость его изучения все возрастает. Именно повысить интерес к изучению русского языка, воспитать бережное и уважительное отношение к этому «достоянию» - задача интеллектуальной игры «Лингвистическая мозаика».
Не беда, если в каком-то конкурсе команда не победит и не получит заветного слова или словосочетания. Все фразы взяты из учебника по русскому языку В.В.Бабайцевой (можно заменить любыми другими из учебного комплекса, по которому учатся дети, или заранее дать список возможных высказываний), и ребята могут восстановить его по памяти. Игра состоит из 6 испытаний, поэтому и фразы разделены на 6 частей. Однако следует проследить, чтобы к концу игры у каждой команды было хотя бы по два элемента фразы.
Игра требует от учащихся небольшой подготовительной работы. В качестве домашнего задания командам предлагается придумать представление свое команды – конкурс № 1 (название, девиз, эмблема, творческая презентация), а также подготовить три иллюстрации известного фразеологического выражения (конкурс № 3).

Интеллектуальная игра сопровождается Презентацией (задания, ответы на предложенные задания).

Звучит торжественная музыка. Учащиеся читают стихотворение.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ,  многолик,
Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.

Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.

На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

К нам перешел он по наследью.
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!

Ведущий: Ребята, сегодня наша игра посвящена русскому языку, этому бесценному сокровищу, которым мы владеем, но не всегда умеем им пользоваться. Действительно, наш язык богат, красив, могуч. Итак, добро пожаловать в страну русского языка! (Слайд 1) (торжественная музыка)

Ведущий: Сегодня в нашем зале в игре «Лингвистическая мозаика» встречаются 7-е классы нашей школы. Посмотрим, какая команда быстрее и правильнее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и умных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в нашей игре 6 сложных испытаний. Победителям каждого из них выдается отрывок высказывания о русском языке. Ваша самая главная задача – в итоге игры составить это высказывание. Команда, составившая правильное высказывание, получит максимальное количество баллов.
Эти высказывания взяты из вашего учебника русского языка, вы их могли видеть, читать, поэтому даже если вам не хватит какого-нибудь элемента. Вы его можете восстановить по памяти

Представление жюри: а оценивать ваши выступления, следить за правильностью выполнения заданий будет строгое, компетентное жюри

(Представление жюри под музыку)

– Итак, мы начинаем.

1. Конкурс – Лингвист-представитель (слайд № 2).

С командами тоже нужно познакомиться. Это и будет нашим первым испытанием.

(Представление команд: жюри оценивает название, девиз, эмблему, творческое решение)

Слово жюри: максимум за 1 конкурс – 5 баллов

2. Конкурс – Лингвист-составитель (слайд № 3).

Каждой команде предлагается набор слов, из которых вы должны за 10 секунд  составить другие слова из 7-8 букв.
Каждой команде выдаются конверты, в которых содержатся слова: След, пас, куль, вес, рис, тура, яр, сено, опыт, мышь, вал, як, порт, точка, марка, кипа.

Ответ: следопыт, паспорт, кипарис, культура, весточка, сеновал, ярмарка, мышьяк (слайд № 4).

Слово жюри: максимум за 2 конкурс – 8 баллов (по одному баллу за каждое составленное слово).

3. Конкурс – Лингвист – мастер на все руки (слайд № 5)

Кого мы называем мастером на все руки? Какую единицу языка представляет данное словосочетание?  Правильно, фразеологизм. Именно с этими крылатыми выражениями и будет связано третье испытание.
Каждая команда в качестве домашнего задания приготовила свои иллюстрации фразеологизмов. Другие – должны отгадать, что это за выражение.
(представление фразеологизмов)
Дополнением к вашим представлениям еще задание и от нас: соединить фразеологизмы и их значения (командам выдаются листки с заданием: соединить фразеологизм с его значением). 
У вас максимум 1 минута.
Примерное содержание задания:

Соедините фразеологизм с его значением.

Душа в пятки ушла Приспосабливаться к обстоятельствам
Держать нос по ветру Выглядеть растерянным, беспомощным.
Узнать всю подноготную Сильно испугаться.
Умыть руки Хвастовство, бахвальство, по отношению  к противнику.
Шапками закидать Выведать всю правду.
Как мокрая курица Снять с себя всякую ответственность.

Слово жюри: за 3 конкурс: (3 – за домашнее задание, по 1 – за угадывание фразеологизма, 5 – за соединение)

4. Конкурс – Лингвист-эрудит (слайды № 6-7)

В этом конкурсе вам предлагается 5 вопросов. Отвечает, команда, поднявшая руку раньше других. Ошибаться нельзя. Жюри внимательно следит, кто был первым. Выкрикивать ответы нельзя, иначе команда за нарушение правил будет дисквалифицирована.

1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши? (Коричневого).
2. В известной сказке "поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание вопрос: Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)
3. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – «голыми руками»), кайф (в арабском – «послеобеденный отдых»), шабаш (в еврейском – «суббота»). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает «большой ветер»? (Тайфун)
4. Однако В.И.Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И.Даля, слово «глазоём»? (Горизонт)
5. Загадка. У нее забирают, а она все больше становится? Начинается с конца, а кончается с начала. (Яма)

Слово жюри: максимум за 4 конкурс – 5 баллов

5. Конкурс – Лингвист-знаток. Конкурс капитанов (слайд № 8)

В течение 1 минуты капитан должен ответить на 10 вопросов, если успеет, конечно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы капитану 1 команды:

  1. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
  2. Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. (Интерес)
  3. Сколько корней в слове «пароход»? (2)
  4. Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)
  5. Сколько звуков в слове «степь»? (4)
  6. «Шестилетний» – это числительное или прилагательное? (Прилагательное)
  7. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (Гриб)
  8. Сколько слов в словосочетании “сногсшибательная новость”? (2)
  9. Первый звук в слове “яблоко”? ([й])
  10. Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. (Безе.)

Вопросы капитану 2 команды:

  1. Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)
  2. Деревянная палочка из смеси глины с графитом. (Карандаш)
  3. Сколько корней в слове «соображать»?   (1)
  4. Назовите вопросы винительного падежа. (Кого? Что?)
  5. Сколько звуков в слове «яма»? (4)
  6. «Тройка» это существительное или числительное? (Существительное)
  7. Как называются звуки речи? (Фонемы)
  8. Словосочетание “друг другу” пишется с дефисом или без? (Без дефиса)
  9. Приставка, корень, суффикс – это…? (Морфемы)
  10. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

Вопросы капитану 3 команды:

  1. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
  2. Для нерадивых учащихся бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. (Шпаргалка)
  3. Сколько корней в слове «землемер»? (2)
  4. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)
  5. Сколько звуков в слове «ясень»? (5)
  6. «Удвоить» это глагол или числительное? (Глагол)
  7. К какой части речи относится слово “оба”? (Числительное)
  8. Часть речи, обозначающая добавочное действие? (Деепричастие)
  9. Сколько окончаний в слове “тремястами”? (2)
  10. Скажите по-немецки «змея», если из этой «змеи» садоводы поливают свои грядки.  (Шланг.)

Вопросы капитану 4 команды:

  1. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
  2. Проверочное испытание по какому-либо учебному предмету.            (Экзамен)
  3. Сколько корней в слове «одиннадцать»? (2)
  4. Назовите вопросы предложного падежа.  (О ком? О чем?)
  5. Сколько звуков в слове «вьюга»? (5)
  6. «Однажды» – это числительное или наречие? (Наречие)
  7. 3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)
  8. Пятая буква русского алфавита? (Д)
  9. Виды связи предложений в тексте: цепная и…? (Параллельная)
  10. Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

Вопросы капитану 5 команды:

  1. Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков.           (Звонок)
  2. Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.   (Ямб)
  3. Сколько корней в слове «происшествие»?  (1)
  4. Назовите вопросы родительного падежа. (Кого? Чего?)
  5. Сколько звуков в слове «песня»?  (5)
  6. «Двойня» – это числительное или существительное?  (Существительное)
  7. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)
  8. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)
  9. Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)
  10. Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.  (Глобус.)

Слово жюри: максимум за 5 конкурс – 10 баллов

6. Конкурс – Лингвист-определитель. (слайд № 9).

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится описание какого-то словаря, которым вы уже, наверняка, неоднократно пользовались. Узнайте этот словарь по описанию (слайды № 10-14).

1 команда – Словарь иностранных слов Крысина Л.П.
2 команда – Словообразовательный словарь Тихонова А. Н.
3 команда – Школьный фразеологический словарь русского языка В.П.Жукова
4 команда – Толковый словарь С.И.Ожегова
5 команда – Словарь антонимов Львова М.Р.

Слово жюри: максимум за 5 конкурс – 3 балла.

Примерное содержание конвертов (для интриги разрезаются на несколько частей, необходимо сначала сложить как пазл, а потом определить название словаря):

1 команда

В словаре содержится свыше 25 000 слов и словосочетаний, вошедших в русский язык главным образом в XVIII – XX и начале XXI в., а также образованных в русском языке от иноязычных основ.
В каждой словарной статье дается подробная информация о происхождении заимствованного слова, его значении, правильном написании и произношении, а также об условиях его употребления в речи.
В словарь включено значительное число новейших терминов, относящихся к вычислительной технике, медицине, спорту, музыке и другим сферам человеческой деятельности.
Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей, интересующихся правильным употреблением заимствованной лексики в русском языке.
Автор словаря – Крысин Л.П.

2 команда

Автор словаря – Тихонов А.Н
В словаре описана словообразовательная структура более 145000 слов.
Исходные слова гнезд даются по алфавиту, и каждому гнезду в составе одной буквы присваивается порядковый номер
Словарь представляет интерес для всех, кто интересуется русским словообразованием.
Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит.

3 команда

Словарь предназначен для школьников и всех, кому интересен живой русский язык.
Словарь содержит около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в художественной и публицистической литературе и в устной речи.
Словарная статья выглядит так:

ЛАЗАРЬ
ЛАЗАРЬ. ~ Лазаря петь (простореч.) — жаловаться, плакаться; прикидываться несчастным. — Нечего Лазаря-то петь! — перебила его Фленушка. — Как есть настоящий казанский сирота!.. Нет, друг любезный, меня не разжалобить. Мельников-Печерский.
~ Прикидываться лазарем — прикидываться несчастным; стараться разжалобить. — [Ахов:] Лазарем ты мне не прикидывайся! На честность твою я, брат, не расчувствуюсь. А.Островский.
~ Наобум лазаря (простореч.) — наудачу, без подготовки. — [Ершов:] Методы работы старые, наобум лазаря. Неорганизованность, суетня. Ромашов.

В словарной статье такде даются синонимы, антонимы и возможные варианты устойчивых оборотов.
Авторы этого словаря – Жуков Влас Платонович и Жуков Анатолий Власович.

4 команда

Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и акцентологические характеристики слова.
В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух авторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Этот словарь создан на базе словаря Д.Н. Ушакова.
Изначально словарь включал около 57 тысяч наиболее употребительных слов русского литературного языка.
Словарная статья в данном словаре выглядит следующим образом:
МАВРЫ, -ов, ед. мавр, -а, м. 1. Древнее название коренного населения африканского государства Мавретании, а также средневековое название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки. 2. Название части населения Мавритании. * Мавр сделал свое дело, мавр может уйти (книжн.) – о том, чьей помощью, поддержкой пользовались и кто стал больше не нужен [слова из драмы Ф. Шиллера ""Заговор Фиеско в Генуе""]. || ж. мавританка, -и. || прил. маврский, -ая, -ое (к 1 знач.; устар.) и мавританский, -ая, -ое.
В необходимых случаях словарная статья включает также орфоэпические характеристики слова.

5 команда

Автор этого словаря – Львов Михаил Ростиславович.
Словарь содержит свыше 3000 слов русского языка с противоположным значением.
В 1978 году словарь был впервые опубликован. Тогда он содержал свыше 2000 антонимических пар.
Словарная статья в данном словаре выглядит следующим образом:
Естественность – искусственность
В словаре имеются указатель и приложения: перечень словообразовательных элементов антонимического характера, основные способы образования однокоренных антонимов, необычные словообразовательные структуры и такие антонимические пары, противоположность которых определяется контекстуальным значением.

– Итак,  наши испытания подошли к концу. Осталось самое важное – составление мозаики. Из частей, полученных за конкурсы, постарайтесь составить известное выражение о русском языке (цитаты взяты из учебника по русскому языку учебного комплекса В.В. Бабайцевой и разрезаны на 6 частей – по количеству конкурсов. В идеале у каждой команды должно быть хотя бы по два элемента высказывания. Слабым классам можно дать список возможных высказываний заранее).

Составление мозаики (слайды № 15-19).

«Язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь…» (В.Г.Белинский)

2 команда – «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни…» (К.Д.Ушинский)

3 команда – «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)

4 команда – «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (А.Н. Толстой)

5 команда – «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры» (А.Куприн)

Слово жюри: максимум за собранное высказывание – 10 баллов.

Слово жюри: подведение итогов, объявление победителя (слайд № 20).

Ведущий: Вот и закончились все испытания. Победители названы. Надеюсь, что встреча с русским языком принесла вам удовольствие и радость, и вы всегда будете помнить слова Ивана Сергеевича Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».