Рэп – одно из направлений авторской песни

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Знакомство учащихся с историей возникновения рэпа, одного из направлений современной хип-хоп культуры, а также с особенностями российского рэпа.
  • Найти общие и отличительные черты бардовской (авторской) песни и российского рэпа.
  • На примере исполнения авторских текстов “MC Skynet & Ксюха” показать ребятам доступность рэпа, как одного из способов самовыражения личностных талантов учащихся. Дать рекомендации начинающим рэперам.
  • Воспитать умение работать в команде для достижения цели.

Оборудование: проектор, экран, презентации учащихся по теме урока, магнитофон, гитара, усилитель с колонками, микрофоны.

Компетенции:

  • Информационные: владение способами работы с информацией, самостоятельно искать ее, анализировать, отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать.
  • Коммуникативные: владение устной речью, владеть способами совместной деятельности в группе.
  • Общекультурная: умение быть слушателем, исполнителем, художником при проектировании дизайна
  • Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.

План урока:

  1. История появления песенного жанра.
  2. Авторская песня, рок-песни, их точки соприкосновения.
  3. Хип-хоп – уличная молодежная субкультура.
  4. Рэп, история появления.
  5. Рэп в России.
  6. Бардовская песня и рэп.
  7. Рэп в нашей школе
  8. Несколько рекомендаций начинающим рэперам.
  9. Закрепление материала урока.

Ученик: Песня – самый древний вид музыкального искусства. Ибо в начале было слово, в том числе и слово нараспев. Ее развитие можно отследить у каждого народа, живущего на земле. Влияние песенного искусства на развитие культуры любого народа - вне всякого сомнения. Во все века и у всех народов были свои певцы-сочинители: бояны, барды, акыны, кобзари. Они, несомненно были талантливыми, если умели с помощью слова и музыки затрагивать глубины человеческой души, вдохновлять своими песнями, былинами, балладами, сагами, а нередко лечить душу с помощью исполнения песен. Почти в каждой деревне встречались свои талантливые сочинители.

И только спустя тысячелетия, родилась композиторская песня, впитав в себя интонации все тех же народных песен. Созданная профессиональными композиторами и поэтами композиторская песня считается более совершенной, более профессиональной.

Учитель: Но сегодня мы говорим не о ней. Ведь с появлением композиторских песен в народной среде не перевелись талантливые певцы-сочинители.

Предмет нашей сегодняшней беседы авторская песня. А точнее одно из ее поздних ответвлений – российский РЭП. Предвижу возмущение рэперов, мол, это разные направления: рэп и авторская песня. Давайте вспомним, какие известные вам песенные направления возникли во второй половине 20 века, а точнее в конце 50-х годов. (Ответы учащихся “ бардовская”, “рок-песни”)

Ученик: Из предыдущих уроков мы знаем, что авторская или как ее называют бардовская песня пришла к нам позже народной и композиторской. В конце 50-х годов прошлого века на территории бывшего СССР зародилось мощное песенное направление: самодеятельная, авторская. бардовская песня. Немногим раньше в Англии, а затем по всей Западной Европе, еще одно музыкальное направление набирало силу, захватывая страны и континенты. Мы говорим о рок-музыке и рок-песнях.

Учитель: Рок-песни и самодеятельные песни - что в них общего?

(Ответы учащихся: Их создают непрофессиональные авторы. Подымают жизненно-важные, социальные вопросы, обсуждают различные проблемы, которые интересуют многих людей, особенно молодое поколение.)

Ученик: И бардовские, и рок-песни создавали талантливые молодые люди, порой не имевшие даже начального музыкального образования. Проще говоря – талантливые самоучки. Исполняя свои песни в основном в молодежной среде, и барды, и рок-музыканты, выражали свои мысли и надежды, свое отношение к жизни, ко всему миру, отстаивали свою позицию, делились своими взглядами на жизнь.

Учитель: Сегодня Нам предстоит получить ответы на вопросы: откуда к нам в Россию пришло это течение? Разобраться, выяснит, относится ли рэп к авторской песне или это нечто отдельное. Кто может создавать песни в стиле рэп, что для этого нужно?

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РЭПА.

Ученик: В нашей школе среди7-11 классов был проведен рэп-опрос. Давайте узнаем его результаты.

Приложение №1. Презентация “Социологический опрос”.

Учитель: Как вы думаете? Хип-хоп и рэп – это одно и то же?

(Заслушать ответы учащихся)

Ученик: 80 % современного поколения воспитано на хип-хоп культуре.

Хип-хоп – это в целом уличная молодежная субкультура (уличное искусство или искусство мегаполиса) включающее в себя несколько направлений:

1.Граффити – от слова “нацарапанные”, вид живописи - настенные росписи и рисунки.

2. Брэйк-данс – танцевальный стиль, уникальный по своей пластичности ритмичный танец, который заложил моду для всей культуры хип-хопа – в том числе и для спортивной одежды .

4. Стиль одежды - свободные, мешковатые балахоны и брюки.

Предположительно произошёл от униформы, выпускаемой для тюремных жителей. Истинным рэперам все равно, что одевать и все равно, что о них поразмыслят: это стиль их жизни, они живут словами из своих песен.

Приложение №2: Презентация “Граффити, брэйк-данс, одежда”

5. Битбоксинг - это искусство сотворения битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта. Бит-бокс считается пятым (после спортивной одежды) элементом хип-хоп культуры и сейчас переживает второе свое рождение.

Приложение №3: Видеоролик “Бит-бокс”

3.И, наконец, рэп – музыкальное направление, ритмичный речитатив, с четко обозначенными рифмами и ритмом. (Приложение №4: Презентация “RAP”.) Непосредственными исполнителями рифмы являются “МС” - “Microphone Controller” или “Master of Ceremony”. Своими речами эти "певцы" рэпа ставили вопрос всему обществу о том, куда же всё-таки этот мир катится, и в какую дыру он уже попал. Время показало, что хип-хоп - это не просто очередное увлечение городской молодежи, но серьезное музыкальное движение, которое достойно находится в нише общемировой музыки наряду с роком и классикой. Когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то мы подразумеваем Рэп.

Учитель: Рэп – Где и как возникло это музыкальное направление?

Ученик: Культура Хип-хопа зародилась в бедной молодежной афроамериканской среде. Родина рэпа бедный район Нью Йорка Южный Бронкс в США. Одна из версий расшифровки аббревиатуры “РЭП” - “Ритмическая американская поэзия”. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. На вечеринке в одном из клубов ди-джей, подключив микрофон, начал во время брэйка говорить с танцующей толпой. Народу очень понравилось и ди-джеи взяли себе это на вооружение. В основном это были короткие нехитрые поэтические импровизации.

Ключевая фигура в истории рэпа - Кул Ди Джей Херк. В Южном Бронксе Кул появился в 1967 г.( в это время и бардовская песня в СССР, и рок в Европе уже “набирали обороты”). Именно он, одним из первых начал использовать циклическое воспроизведение (повторы) определенного звукового фрагмента или так называемого сэмпла. В качестве сэмпла Херк использовал “брэйки” - разрывы, места в музыкальной композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только басы и одни ударные. Из-под его рук выходил сплошной ритм, под который было удобно танцевать брэйк-данс. “Крестным отцом” рэпа считают Грэндмастера Флэша. Он перенял технику Херка и усовершенствовал ее. Он использовал два проигрывателя с одинаковыми пластинками, которые включал попеременно. Он первым применил технику “скрэтчинг” - царапать, а также пригласил себе второго напарника – вокалиста. (Приложение №5: Скрэтчинг. Аудио-файл). Затем Флэш сформировал собственную группу “Фьюрис файв” - “Неистовая пятерка”, которую можно назвать первой в новом музыкальном направлении. Вскоре появилось много молодежных групп, исполнявших свою музыку и под открытым небом, и в клубах. Тексты в основном были посвящены тяготам жизни темнокожей молодежи в бедных кварталах больших городов.

В 1974 году DJ Африка Бамбаатаа ложит начало идеологизации хип-хопа. Он создает полурелигиозную организацию Zulu Nation. Смыслом Zulu Nation было объединение рэпа, брейка, граффити и остальных африканских искусств с одной целью воспитания в черных парнях глубоко национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной агрессии, кокаина и преступности. Основываясь на своём глубоко личном опыте, Бамбаатаа призвал братков воплощать агрессию в репе ибо это ведет к настоящей духовности.

В 1979г. группой “Шугархилл Гэнг” была выпущена первая пластинка с записью рэпа. Разошлась она 2-х миллионным тиражом в США. Рэп перешел с улиц и дискотек в студии звукозаписи. Рэпиндустрия набирала обороты. Брэйкданс вошел в моду в Европе. Хип-хоп стал частью массовой культуры. Выпускались рэпальбомы самых ярких исполнителей и групп, таких как Эл Эл Кул Джей, гр. “Бисти Бойз”, гр.“Ран Ди Эм Си”. 10-миллионным тиражом разошелся альбом талантливого певца и танцора Эм Си Хэммера, который доказал, что рэп может быть по-настоящему коммерчески успешным.

В противовес коммерческому, в начале 90-х годов появился гангстарэп – гангстерский рэп. Для этого течения было характерно более агрессивное звучание, обилие ненормативной лексики, тексты, посвященные криминальной тематике, нередко автобиографичные.

Шло время, менялись стили рэпа. В 1992г. был изобретен стиль Джифанк с медленным ритмом и дополнительным женским вокалом. Он пришелся по душе исполнителям и слушателям рэпа.

Учитель: Откуда же начались истоки рэпа? Где его исторические корни?

Ученик: Рэп – стар как мир и в той или иной необыкновенной форме существует в любой национальной культуре. Слово “рэп” и описываемая им ритуальная перебранка существует в черном фольклоре очень давно. В африканской культуре во время праздника культа плодородия проходили соревнования на ритмичное чтение ироничных славословий и даже проклятий.

В арабском мире на ярмарках каждый бедуинский клан выставлял своего лучшего поэта, который читал импровизационную ругань. Такие соревнования поэтов нередко заканчивались потасовками. Точно такие же соревнования проводились в Древней Греции на празднике в честь богов виноделия Диониса и Деметры.

У русского народа существует такой вид устного народного творчества, как скороговорка, а у якутского народа на праздниках есть такой вид соревнования, как чтение скороговорок. Побеждает тот, кто прочтет их больше всего не сбиваясь и не останавливаясь.

В африканской среде молодежь соревновалась в том, чтобы как можно более ритмично и четко сымпровизировать текст, состоящий из трех четверостиший. Пара соперников в ускоряющемся ритме обменивалась dosens, пока кто-то не становился явным победителем. Необходимо было сначала с большим преувеличением прославить выдающиеся качества импровизатора, затем отозваться презрительно о нем, как о мастере рэпа. Иначе говоря, как можно сильнее оскорбить противника. Дальнейшие четверостишия, а их могло, быть очень много, строились, примерно так: жизненные наблюдения, события из жизни квартала, и многое другое, что могло придти в голову. Это могло длиться очень долго, а если победитель не выявлялся, дело решалось дракой с участием болельщиков.

Учитель: Этнографы говорили что dozens существовал, как своеобразный ритуал. А психологи говорили о том, что через прочтение dosens происходило снятие внутреннего напряжения читающего, выброс отрицательных эмоций. Человек как будто освобождался от накопленного негатива, гнева, стресса, от мыслей и попыток уйти из жизни. Стоит знать, что по статистике самоубийств афроамериканцы расположены на одном из последних мест в мире, и это при жутко сильной криминальности и наркомании…И значит можно предположить, что рэп отчасти являлся своеобразной эмоциональной разрядкой.

Ученик: В последствии в нью-йоркских клубах вспомнили про dozens. Рэперы выходили к диджейскому микрофону и по очереди начитывать свои рифмы. Это все, разумеется, делалось импровизировано - читать по бумажке было бы очень плохо. Но надо сказать, что наши c вами бабули и дедули умели импровизировать не хуже : частушки, появившиеся в 19 веке у русского народа и исполнявшиеся на деревенских посиделках или праздниках, тоже были импровизацией. Заранее их никто не писал. Частушки, которые пели по очереди, как вопрос-ответ, похожи на рэперскую перебранку. И, конечно же, с долей неповторимого российского народного юмора.

Учитель: В исполнении наших учениц мы с вами послушаем

Рэперские частушки.

1-я:

Ой, подружечка, подружка, за тебя волнуюся!
Вечером тебя не видно, с кем ты все тусуешься?

2-я:

Ой, подружечка, подружка, повстречала рэпера!
Тусовалися мы с ним до половины третьего

1-я:

Ой, подружечка подружка, за тебя волнуюсь я!
На тебе лица не видно. Видно ночью не спала.

2-я:

Меня рэпер провожал, всю дорогу рэп читал.
Я ждала, что поцелует, а он все рифмы подбирал.

1-я:

Ой, подружечка, подружка, за тебя волнуюся!
С рэпером ты не гуляй. А лучше репу поливай.

Вместе:

Мы пропели вам частушки и про рэп, и про любовь
Если вам нескучно было, приходите слушать вновь.

Учитель: От нашей родной частушки мы переходим к разговору о русском рэпе. Сам по себе “русский рэп” молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у “русского рэпа” есть одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают “русский рэп”, возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля “черных братьев”. Хоть рэп продолжительное время рассматривался, как часть чёрной культуры, но совсем не так давно темы белокожих исполнителей начали занимать топ-лист хит-парадов.

Ученик: Хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом. В начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые опыты с рэпом в России относятся к 1984 году, когда в г.Куйбышеве диск-жокей дискотеки “Канон” Александр Астров вместе с местной группой “Час пик” записали 25-минутную программу, которая скоро разошлась по всей стране в виде магнитоальбома “Рэп” . Сформировался русский рэп как музыкальное направление в начале девяностых годов. Появилась группа Bad Balance , которую по праву считают началом российского рэпа. Известностью пользовался Богдан Титомир, (“MD&C Павлов”) Рынок российского хип-хопа, как промышленности, сформировался только в конце 1990-х гг., Затем популярность рэпа стала возростать и появилось множество коллективов этого жанра “Каста”, “Легальный бизнес”, “Многоточие”, “Баста” (Приложение №6: Презентация “Русские рэперы” + Приложение №7: аудио-файл гр. “Многоточие”, “Что стоит?”)

В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России. В 2002г выходит кинофильм "8 миля", повествующем о жизни американского белого рэпера – Эминема. (Фрагмент №8: Презентация “Еminem”). После просмотра этого фильма в вебе получают развитие так называемые баттлы. Батл сам по себе представляет соревнование, и с британского языка переводится как “битва”. Основное в батле - ощущать ритм, умение подать текст слушателю, заинтриговать его. Битвы меж рэперами, суть которых состоит в том, что исполнители соревнуются в остроумии, в технике читки, в звучании и т.п. А судьи, которыми традиционно выступают известные, состоявшиеся рэперы определяют фаворита. Этим самым в России получает развитие так называемый баттл-рэп, который дает толчок и остальным рэп-стилям.

Ученик: Рэп имеет три классификации: "стремительный рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" либо "хардроковый" рэп (частенько содержит матерные выражения); "коммерческий рэп" (хип-хоп и танцевальный рэп).

В свою очередь русский рэп делится на два течения:

1) мажор. Этим занимаются люди, которые хотят через свою музыку достичь славы, часто превращая рэп в обыкновенную попсу. Отличительной чертой является наличие у группы или исполнителя своего продюсера. В данное время групп, играющих по правилам шоу-бизнеса, становится все больше. Например, Настя Каменских и Потап, Серега, Банд’Эрос). (Приложение №9: аудиофайл “Потап и Н. Каменских”).

2) underground (от английского “подземный”, “подпольный”). Это течение поддерживает группы, имеющие свои определенные, нередко философские взгляды на жизнь, которые они несут вместе со своими текстами в массы. Они выходят на большую сцену не ради славы и коммерческого успеха. Отличительной чертой андеграунда является неограниченное количество участников группы. Именно это направление наиболее уважаемо среди слушателей русского рэпа. Яркие представители – Триада, KREC, Южный централ. Такие команды, как “Каста”, “Крестная семья” и “Ю.Г.” “Noize MC” рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале и о драках, о любви и о надеждах нового поколения., о социальных и семейных проблемах (Приложение №10: аудиозаписьNoize MC”, “Ругань из-за стены).

Учитель: Появившись в России, рэп впитал в себя наш менталитет, особенности русского человека, его проблемы. Ведь, согласитесь, что проблемы афроамериканской молодежи не могут все в одинаковой степени быть нашими. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура “негритянского гетто” с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, “белой” частью населения. Поэтому ни о какой “субкультуре гетто” в России не может быть и речи.

В самом начале урока мы с вами вспоминали о таких направлениях, как бардовская песня и рок-песни. Давайте еще раз вспомним, почему молодых людей всегда привлекали эти направления? (ответы учащихся: возможность высказать через текст песен что-то свое, поговорить о своих проблемах, проявить себя как личность). Можем ли мы с вами согласиться с тем, что российский рэп пусть по-своему, но все таки продолжает путь своих предшественников? (выслушать ответы учащихся)

Учитель: Всю свою жизнь я увлекалась бардовской песней. А в последнее время приобщилась к рэпу, благодаря нашим ребятам. Невольно сопоставляя два направления, я лично для себя выделила одного из бардов, чьи авторские песни перекликаются с относительно молодым рэп-течением. Ближе всего к рэпу, на мой взгляд, стоит творчество ярчайшего барда и поэта нашей эпохи В.С. Высоцкого (Приложение №11: Презентация). И вот как пример и доказательство этому известный рэпер Баста сделал свое прочтение стихотворения Высоцкого “Я когда-то умру”. По моему личному мнению В. Высоцкий, хотя и условно, с натяжкой, но тоже может быть назван предтечей русского рэпа. Много общего можно найти в его песнях и в эмоциональных текстах российских рэперов. Мощный поток глубоко осмысленной информации, скупая мелодическая линия. Каждое слово – выверено, взвешено, продумано и очень эмоционально, словно на пределе человеческих сил. Темп и насыщенность строк порой не уступает рэповским. В подтверждение этому предлагаю послушать его песню “Вершина” (в исполнении учителя под аккомпанемент гитары). См. п.7.пояснительной записки.

Ученик: А что же в нашей школе? Первым рэпером, который проявил себя в этом направлении, был выпускник 2007г. Павел Бородаенко.(Приложение №12: Презентация). Писал рэп и читал его в очень узком кругу друзей. На выпускном “Капустнике” вышел на сцену и приятно удивил своей манерой чтения рэпа. Впоследствии, найдя единомышленников в п.Чернышевский, создал свою группу, успешно выступавшую на районных фестивалях молодежных субкультур. Записал свой альбом “Жизнь”.

Павел Сульдин (Приложение №13: Презентация), получив азы игры на гитаре, после 8 класса переехал в г.Мирный и там, поучаствовав в фестивале “Мирный поет о Мире”, тоже стал активно заниматься рэпом. Участник и дипломант ежегодного фестиваля “Вверх по ступеням”.

В 2009г. два парня Дима Рябухин и Никита Киреев заявили о своей готовности читать рэп. Для начала были прочитаны две бастовские темы “Мама” и “Война”. Ребята даже вышли в финал районного фестиваля “Синяя птица”-2010 (Приложение №14: Презентация). В дальнейшем, отказавшись от исполнения “чужого” рэпа, стали по отдельности работать над своими текстами. Вскоре к этому творчеству присоединилась их одноклассница Оксана Платова.

Учитель: Вы хотите сказать, что существует женский рэп?”

Ученик: Когда рэп лишь возник, женская роль состояла только в том чтоб стоять под сценой либо чтоб быть на сцене и подбадривать парней подтанцовкой. И все же немногие исследователи объясняют, что даже на ранних рэпзаписях слабый пол читал рэп не хуже парней, а время от времени даже намного лучше. Встречаем дуэт “MC Skynet & Ксюха” - дважды дипломантов районного фестиваля молодежных субкультур “Вверх по ступеням” (Приложение №15: Презентация)

Учитель: Вы можете задать ребятам вопросы, связанные с их творчеством, с их работой на пути к успеху. (Примерные вопросы: “Чем интересна для вас работа в стиле рэп? Кто лидер в вашем дуэте? Как рождаются ваши тексты? Бывают ли творческие споры и как вам удается их разрешить?”)

У нас есть возможность услышать ребят прямо сейчас.

Исполнение песен: “Мой жизненный путь”; “2012 – последний?”

Учитель: Кто же все-таки может создавать песни в стиле рэп, что для этого нужно?

Ученик: Есть мнение, что рэп доступен каждому. Хотя талант или ярко выраженные способности приветствуются. Для его исполнения не обязательно использовать дорогостоящие инструменты. Достаточно двух проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умение рифмовать строчки и немного фантазии. В интернете создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в Интернет. Если перечисленные умения соответствуют вашим - можете смело принимать участие в Rap Battle (рэп-поединки) на специально созданных сайтах. В них обычно 9 раундов. Дошедшие до финала в награду получают возможность заключения контракта со звукозаписывающей компанией. Самый перспективный находится на сайте Hip-hop.

В настоящее время, создано огромное множество компьютерных программ с помощью которых можно создавать “минусы” и записывать собственные треки, без помощи профессионалов. Это такие программы как Acid Music от компании Sony; Hip-hop, усовершенствованный в седьмой версии; FL Studio. Для записи потребуется лишь микрофон, компьютер, а главное – желание!!

Наверняка желающие попробовать свои силы в этом стиле есть. И мы надеемся, что рэперский концерт, который планируется этой весной, продемонстрирует нам новые таланты.

Задать вопросы классу для закрепления материала урока:

1. Откуда к нам в Россию пришло это течение? Какие классификации и течения рэпа вы знаете?

2. Относится ли рэп к авторской песне или это нечто отдельное? Что общего можно отметить у авторской песни и рэпа? Есть ли общие темы?

3. Есть ли у них общие истоки? (народная музыка – исток всего, что потом создано в мировой музыкальной культуре)

4. Кто может создавать песни в стиле рэп, что для этого нужно?

Рефлексия: Что было интересного на уроке? Что понравилось? Что не удалось?

Пояснение к приложениям урока “Рэп – одно из направлений авторской песни”

Приложение №1. Предварительно можно провести подобный социологический опрос по классам. Приблизительные вопросы есть в презентации.

Приложение №2. Презентацию запускать параллельно с рассказом о Хип-хоп культуре.

Приложение №3. Видеоролик о бит-боксе можно демонстрировать не в полном объеме, а на усмотрение учителя и при наличии времени.

Приложение №5 аудиофайл “Скрэтчинг”. Оптимальное время прослушивания 10-20 сек.

Приложение №6 (презентация) и №7(аудиофайл) желательно запустить параллельно. Возможна добавка к видеоряду о российских рэперах, либо свой видеоряд. Возможна замена аудиофайла на любой другой с записью известной рэп-группы.

Приложение №8 “EMINEM” можно дополнить читкой в исполнении этого рэпера.

Приложение №9, возможно использование фрагмента аудиозаписи любой из перечисленных групп.

Как вариант, песню В.Высоцкого “Вершина” можно продемонстрировать учащимся в аудиозаписи.

Приложения №12-15 – ссылка на конкретных учащихся данной школы. Поэтому могут быть заменены.