“Не передавайте человеку знания,
но старайтесь, чтобы он получил способность сам
доходить до него –
вот крайний предел педагогии во всех степенях
учения, а тем более на степени элементарной. …
Человек, умеющий учиться, выучится всему в
короткое время, что бы ни понадобилось ему в
продолжение жизни”.
В.Ф. Одоевский
Изменение содержания начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию и успешной социализации младшего школьника.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен. В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. На основе целенаправленного развития наблюдательности, любознательности, интереса, мышления вырастет если не ученый, то исследователь, а уметь исследовать – значит добывать знания, открывать истину, решать сложнейшие жизненные проблемы.
Опыт исследовательской деятельности зарождается в начальной школе, что подчеркивает природосообразность младших школьников. Итогом исследовательской работы учащихся является проведение ученической конференции “Творчество, открытие, поиск” (ТОП). Участие учеников в конференции - шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Накопленный опыт дает основание для обобщения и анализа проделанной работы.
Конференция (лат. conferentia conferre собирать в одно место) – собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов (энциклопедический словарь). Конференция как форма диалога широко используется в научном сообществе и в бизнесе. Так как для бизнеса конференция является деловым мероприятием, способствующим развитию имиджа компании и продвижению ее товаров и услуг на потребительский рынок, то изучение этого опыта может способствовать поиску новых подходов к организации и проведению конференций в сфере образования. (Слайд 2).
Оценка эффективности делового мероприятия проводится путем соотнесения затрат и результата, причем результат всегда должен значительно превышать затраты. (Слайд 3).
Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы. В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Ученическая конференция - есть комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). (Слайд 4).
В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие. (Слайд 5).
Организация и проведение ученической конференции является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). (Слайд 6).С другой стороны, конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формирует их коммуникативные умения. Пожалуй, самый главный положительный итог подобной работы состоит в том, что после конференции появляются новые интересные идеи. (Слайд 7).
Конференция стимулирует школьников на активную и самостоятельную интеллектуальную деятельность, дает им возможность предъявить результат своей деятельности, испытать радость публикации и экспертизы своих идей и изысканий, что крайне важно для становления будущего ученого. Конференция способствует развитию искусства ведения дискуссии, навыков публичного выступления. (Слайд 8).
Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса. (Слайд 9).
Преимущества данной формы организации учебного процесса: развитие интеллекта и коммуникативных компетенций, формирование исследовательской культуры, а также возможности для профессионального роста педагогов.
Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции. Увлечение “наукообразностью”, рост числа конференций без должного научно-методического обеспечения часто наносит ущерб качеству процесса.
Отсутствие единых взглядов на специфику данной формы организации учебного процесса отражается в том числе в несогласованности ее названий. В ряде публикаций конференция определяется как научная, научно-практическая, другие авторы придерживаются ее определения как ученической, ученической исследовательской. Определение “научно-практическая” не соответствует задачам работы со школьниками, потому что в большинстве случаев смысл ученического исследования заключается в личностном развитии школьника, а не в научном поиске, перед наукой и образованием стоят разные задачи. Поэтому более соответствующим специфике образования мне представляется определение конференции как ученической исследовательской.
Ученическая конференция является перспективной формой организации учебного процесса. В процессе подготовки исследовательских работ и их презентации, в диалоге с заинтересованными слушателями школьники приобретают надпредметные компетенции, сформировать которые на уроке представляется затруднительным. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности (слайд 10), а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). (Слайд 11).
Следовательно, и ученическая исследовательская конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет специфические – обучающие, развивающие и воспитывающие – функции. Поэтому и требования к ее организации и проведению не могут копировать “взрослую” конференцию.
Модель ученической исследовательской конференции ориентирована на создание условий, при которых данная форма организации учебного процесса будет способствовать формированию ключевых компетенций у обучающихся, способствовать развитию их творческого, исследовательского потенциала. (Слайд 12).
Цели. (Слайд 13).
Функции. (Слайд 14).
Содержание. (Слайд 15). Содержание модели ученической исследовательской конференции определено содержанием учебных программ и широким комплексом социальных проблем, способных вызвать отклик. Содержание каждого конкретного мероприятия вариативно и ориентировано на исследование социальной реальности, что создает условия для формирования ключевых компетенций.
Этапы и формы организации и проведения конференции (слайд 16).
Методы и средства (слайд 17).
Критерии и показатели оценки качества конференции (слайд 18).
Для того чтобы конференции выполняла свои цели формирования ключевых компетенций обучающихся, необходимо создание специально организованной образовательной среды. Такая среда создается в заинтересованном взаимодействии учителя и ученика. Важно организовать работу таким образом, чтобы конференция не стала мероприятием “для галочки”. Для этого необходимо создать систему методического обеспечения, т.е. подобрать соответствующие формы и методы на всех этапах работы ученической конференции.
На этапе, предшествующем конференции (подготовительный)
Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки. Для того чтобы эффективно спланировать мероприятие, нужно осознать общую закономерность его жизненного цикла. Сошлемся на схему этого процесса, разработанную доктором Дж. Голдблаттом. (Слайд 19).
Исследование перспектив. (Слайд 20). Здесь важно оценить, какое место займет планируемая конференция в системе мероприятий подобного рода в классе (внутренняя среда), в школе (внешняя среда). Необходимо определиться с аудиторией, на которую организуется конференция. Аудитория, задействованная в мероприятии, может быть внутренней (педагоги и обучающиеся класса, школы) и внешней (представители других ОУ и др.). Поэтому, исследуя перспективы конференции, нужно определить:
- зачем мы проводим мероприятие:
- зачем люди принимают в нем участие;
- какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы.
Творческая разработка. (Слайд 21). Разработка концепции конференции проводится в команде проекта, которая объединяет представителей творческой группы учителей, участников НОУ. Здесь важно сформулировать тему конференции, определить основные элементы создания атмосферы мероприятия. Важно не упускать мелочей: от четкого планирования всех процедур до нюансов оформления. Атмосфера мероприятия создается по “правилу пяти чувств”, моментов, на которые стоит обращать внимание, разрабатывая конференцию.
Планирование. (Слайд 22). Составляя план организации и проведения ученической конференции, важно определить следующие моменты:
- формулирование целей и задач мероприятия для участников;
- составление общего списка всех работ, которые предстоит сделать в процессе подготовки;
- определение ключевых дат – контрольных точек, в которых проверяется, насколько успешно осуществляется план;
- соотнесение ключевых дат с планом работы школы, календарем участия в других мероприятиях;
- согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
- учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
- составление календарного плана подготовки конференции;
- составление поминутного плана мероприятия. Здесь должно быть прописано, кто, когда и где должен находиться, что делать и за что отвечать.
После этого можно приступать к выполнению плана.
На основном этапе проведения конференции
День конференции начинается с проверки готовности к ее проведению: (слайд 23)
– обеспечено визуальное оформление места проведения;
– оборудование (презентационное, свет, звук, аппаратуру для перевода и пр.) готово и находится в рабочем состоянии;
– подготовлено место рассадки участников;
Все действия, все списки того, что нужно взять с собой, должны быть продуманы до мероприятия.
Регистрация участников. В понятие “регистрация участников” входит:
- выдача персонального бэджа;
- предоставление всех необходимых материалов (например, папки участника и других раздаточных материалов);
- ответы на организационные и технические вопросы.
В чем заключается работа во время мероприятия?
- Общая координация конференции.
- Техническое ассистирование.
- Координация перемещений участников (на обед, на кофе), управление паузами.
- Поддержание порядка.
- Анкетирование участников.
- Фотосъемка.
- Виды работы во время конференции.
Пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций. В пленарном заседании выступают наиболее значимые лица, включая приглашенных гостей, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Думается, что принятие резолюции – важная часть конференции обществоведческой тематики, так как это обеспечивает взаимодействие конференции с широкой общественностью и имеет мощный воспитательный потенциал.
Работа в секциях. На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.
“Круглый стол”. Это модель обсуждения некоторого вопроса с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения. Для круглых столов характерно отсутствие четко определенных позиций, наличие лишь участников обсуждения и равенство позиций всех участников. На “круглый стол” выносятся обычно дискуссионные вопросы, идеи, проблемы, ситуации, имеющие значение для широких кругов общественности.
Выставка. На выставке могут быть представлены материалы о деятельности научного общества, методические разработки и рекомендации учителей, а также материалы ученических исследований.
На этапе анализа и оценки качества конференции
После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон. Отметим основные моменты этой работы. (Слайд 24).
Анализ оценочных анкет участников.
- Подготовка выводов о достижении целей мероприятия.
- Статистический анализ состава участников.
- Фотоотчет о мероприятии.
- Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
- Подготовка окончательной и уточненной базы участников для рассылки финального благодарственного письма.
- Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
- Публикация и рассылка сборника материалов конференции.
Учитывая то, что конференция - это своеобразный творческий отчет о результатах исследований детей, делающих самые первые шаги в науке, а не соревнование, в целях избежания стрессовых ситуаций жюри не присуждают участникам призовых мест. Школьники становятся лауреатами конференции “Творчество, открытие, поиск”. (Слайд 25).
Лучшие работы отмечаются в различных номинациях: “Актуальность и практическая значимость работы”, “Глубина прочтения художественного произведения”, “Исследовательский характер работы, основательность источниковой базы”, “Культура оформления работы, богатый иллюстративный ряд”, “Лучшая презентация”, “Логичность изложения материала”, “Лучшее теоретическое исследование”, “Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме”, “Оригинальность и ценность познавательного материала”, “Приз зрительских симпатий”, “Первые шаги в науку”, “Познавательная ценность материала”, “Риторическая и научная культура выступления”, “Структурированность работы, логика изложения материала”, “Смелость раскрытия темы”, “Творческий подход к исследованию”. (Слайд 26).
Заключение
Проблема формирования ключевых компетенций сложна и многогранна. Результаты моей работы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, тем не менее они позволяют определить направление ее дальнейшей разработки: мониторинг результативности конференции, апробацию модели ученической исследовательской конференции в других классах, обоснование и разработку диагностических процедур по выявлению уровня ее результативности.
Компетентностный подход – актуальная парадигма образования, ориентированного на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и алгоритмов деятельности, способности реализовать смысложизненные задачи, подготавливающего выпускника к жизни в постоянно изменяющемся мире.
Ключевые компетенции, рассматриваемые как цель и результат современного образования, представляют комплекс надпредметных и надпрофессиональных личностных новообразований, обеспечивающих успешную социализацию человека.
Нормативными документами, регулирующими преподавание обществознания, определен перечень ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников в процессе получения обществоведческого образования. Мы выделяем смысловые блоки ключевых компетенций: “саморазвитие”, “взаимодействие с государством”, взаимодействие с широким социумом”, “взаимодействие в малой группе”, “работа с информацией”.
Широкие возможности для социализации личности представляет внеклассная работа по предмету. Ученическая исследовательская конференция обеспечивает включение ученика в широкий социальный контекст как содержанием (самостоятельное исследование), так и формой (научный диалог).
Ученическая исследовательская конференция будет способствовать формированию ключевых компетенций при соблюдении определенных требований к ее организации и проведению.