Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100". Тема: "Согласные звуки [б], [б'], буква "б"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Знакомство с согласными звуками [б], [б’], строчной буквой б.

Задачи:

  • учить детей находить букву б в печатном тексте, включить её в активное чтение, читать писать слоги и слова с изученными буквами;
  • развивать интерес у учащихся к чтению и желание читать;
  • воспитывать у школьников умение слушать и слышать;
  • обогащать словарный запас учащихся через работу над лексическим значением слов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, ЭОР «Однокоренные слова «банк», «банкир», «банкнота», рисунки «На что похожа буква б», карточки со схемами-человечками.

Ход урока

I. Орг. момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим!

II. Сообщение целей урока

(Слайд 1)

Сегодня мы отправляемся в путешествие в Букволенд.

Что обозначает это слово ? (Земля букв или страна букв). Мы будем путешествовать по разным районам этой страны. Посмотрите на карту. Как они называются? Мы встретимся с жителями этой страны. Со всеми жителями мы знакомы? Нам встретятся и незнакомцы (Слайд 2)

III. Актуализация ранее изученного

Мы отправляемся в Буквино.Сейчас возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки, раскрасьте башмачки. Назовите жителей страны. Покажите свои карточки. (1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд – глухие согласные).

IV. Знакомство со звуками

Посмотрите на картинку. (Слайд 3) Что здесь нарисовано? Кто здесь нарисован? Что общего у этих слов? Назовите слова cо звуком [б]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый). Теперь со звуком [б’]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий). Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой б. Давайте нарисуем шляпку и раскрасим башмачки на схеме. (Слайд 4)

С какими звуками и какой буквой мы сегодня знакомимся?

Тема урока: « Согласные звуки [б], [б’], буква б . Написание строчной буквы б. слогов, слов с буквой б.

V. Знакомство с буквой б

На что похожа буква б?

Буква Б с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком.

Буква б проснется рано.
Буква б – бочонок с краном.

VI. Чтение слогов

Мы отправляемся в другой район Слоговое. Прочитайте слоги ба – бо – бу – бы. Как обозначена твердость согласного? Слоги би – бе, как обозначена мягкость согласного? Давайте поиграем, я показываю слог, вы называете слова с этим слогом. (Слайд 5)

VII. Знакомство с письменной строчной буквой б

Чем похожи и чем отличаются строчные письменная и печатная буквы б? На какие буквы похожа письменная буква б? Какой общий элемент?

Посмотрите как пишется буква б. (Слайд 6)Начитаем работать ниже верхней линии рабочей строки, пишем овал, затем верхний элемент – - клюшку. Письмо буквы в воздухе. А теперь откроем прописи на с. 5

Проверьте посадку, положение прописи. Обведите букву в рамке. Теперь обведите элементы буквы и.

VIII. Запись слогов

Прочитайте слоги. Как соединяется буква б с последующими буквами? Какие буквы соединяются с б внизу, а у каких – верхнее соединение? Запишите слоги и буквосочетания разными цветами.

IX. Физминутка

Отправляемся в район Физминуткино. Потанцуем под музыку (Слайд 7)

X. Чтение слогов

Сейчас мы отправляемся в район Словино. Как вы думаете, с кем или чем мы там встретимся? Откройте «Букварь» на странице 112.

Читаем слова 1 столбика. Посмотрите на картинки и скажите, что они обозначают. (Бра – настенный светильник. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной или недоброкачественное изделие. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей. Брод – мелкое место в реке.) (Слайды 8, 9)

Прочитайте слова 2 столбика. Что они обозначают? Давайте узнаем значение этих слов ((ЭОР). Прочитайте слова 3 столбика. Как называются эти слова? Почему? Что такое корень? Выделите корень в словах.

Прочитайте предложение. Какое слово повторяется? Как пишутся слова в банке и в банке? Значение у них одинаковое? Посмотрите на картинку. В какой банке помидоры? А где находится банкир? Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение называются омонимами. (Слайд 10)

XI. Чтение предложений

Прочитайте 1 предложение. Какое слово повторяется в нем? Сколько значений у этого слова? (Слайд 11). Может ли банкир оказаться в банке с помидорами? А где он находится?

Прочитайте 2 предложение.. Что и куда сдала Марина Ивановна? Кто она? Запомните, как пишется слово кассир. Какие слова написаны с большой буквы? Почему их так написали? Выделите их.

XII. Написание слов

Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Какие слова лишние? В каких словах есть «опасные места»? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? Посмотрите, как надо соединять букву б с последующей буквой. (Показ на доске). Обведите слова.

Прочитайте слова. Как они называются? Выделите в них корень. Подберите проверочные слова. Обведите слова, подчеркивая «опасные места»

XIII. Чтение слов и текста

Прочитайте слова 6 столбика. Какие это слова? Выделите в них корень С помощью чего образовались новые слова? Выделите суффиксы.

Отправляемся в район Рассказово. Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного? Прочитайте текст про себя. Чтение 1 предложения. Что значит «кто кем станет»? Чтение 2 и 3 предложений. Почему Маша мечтает стать библиотекарем? Чтение 4 и 5 предложений. Кто повлиял на выбор Пети? Чтение 6 и 7 предложений. Кем хочет стать Вова? Чтение8 и9 предложений. Какие слова Вовы всех рассмешили? Кем станет Вова? (Слайд 12)

XIV. Гимнастика для глаз

Выполним упражнения для глаз.

XV. Запись слов с печатного образца

Запишите слова 1 столбика самостоятельно, обозначьте точками звуки. Слова 2 столбика запишем с комментированием. Выделим в них корень и суффикс.

XVI. Запись предложений.

О чем говорится в этих предложениях? Какие однокоренные слова в них встретились? Назовите «опасные места». Как их проверить? Запишите предложения, подчеркивая «опасные места».

XVII. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера»

А) работа до чтения

Прочитайте заглавие. Кого называют мастерами? Рассмотрите иллюстрацию. Что это за мастер? Что он умеет делать?

Б) Работа с текстом во время чтения

Прочитайте текст про себя. Чтение вслух с комментариями.

В) Работа с текстом после чтения

Про каких мастеров нам рассказал Н. Сладков? Зачем дятлу такой клюв? Что делают землекопы? Для чего Барсук роет туннели? Почему Бельчонок не может быть землекопом? Кто по профессии Паук? Бельчонок может стать ткачом? Что ищет Оляпка под водой? Каким вы представляете Бобра? Почему он мастер на все руки? Что он умеет делать? А что умет делать Бельчонок? Какая у него профессия Давайте повторим профессии животных. (Слайд 12) Подходит ли заглавие к тексту? Это сказка? Почему вы так решили?

Г) Выразительное чтение сказки

Что нового вы узнали о лесных жителях? От чего зависит выбор профессии? Что объединяет рас сказ и сказку7

XVIII. Отгадывание ребусов

Отправляемся в последний район «Угадайкино» Что за слова здесь спрятались? (Слайд 13)

XIX. Рефлексия

С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие она обозначает звуки? Чем еще мы занимались на уроке?

Самооценка учащихся.

На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. (Слайд 14)