Практическая работа по географии. 8-й класс. Тема: «Получение новых знаний по почвенной карте».
Цель: научить учащихся получать новую информацию из почвенной карты России.
Задачи:
- формировать умения и навыки работы с картой;
- закрепить понятия «почва», «факторы почвообразования»;
- развивать способность анализировать информацию и делать выводы.
Оборудование: «Почвенная карта России; атласы.
Учебные задания
Задание.
Рассмотрите «Почвенную карту России».
На карте много названий почв – цветовых, почему? (Окраску почве придают минералы, породы, разноцветные осадочные отложения)
Какую информацию мы получим, увидев в названии почвы следующие цвета:
Цвет почвы | Характерные добавки |
Чёрный до серого | гумус (от повышенного содержания до низкого) |
белый; светлые тона (подзол) | силикаты, содержащие кремний минералы (кварц, полевой шпат) или карбонаты кальция, или гипс, или поваренную соль (результат засушливого климата) |
красный; оранжевый малиновый | гематит (окись железа) |
бурый | Гётит (результат влажного климата) |
красно-бурый, коричневый | смесь гематита и гётита |
желтый | лимонит |
глей (голубой, сизый, оливковый) | заболоченные почвы(результат сильного переувлажнения) |
Какие из этих почв наиболее плодородные? (Чернозёмы)
Насколько они распространены в нашей стране?
Россия относится к числу слабозаселённых стран, где сосредоточена основная часть нашего населения?
Как вы думаете, какое количество населения мы способны прокормить?
Вывод: Плодородных почв на территории России мало, т.к. на большей площади страны неблагоприятные климатические условия и сложный рельеф. Основная часть населения сосредоточена на небольшой площади с благоприятными природными условиями, следовательно, самыми плодородными почвами. Результат деградация почв, нехватка пахотных земель.
Предложите выход из сложившейся ситуации. Какие меры по улучшению землепользования необходимо предпринять?
Планируемый результат:
- Выстраивание взаимосвязей между природными условиями, наличием определённых типов почв и экономическими последствиями.
- Умение применять полученные знания и навыки в практических целях.
Практическая работа по географии. 6-й класс. Общая тема по географии: «План и карта» – Приложение 1.
Практическая работа по географии. 7-й класс. Тема: «Взаимосвязь рельефа, внутренних процессов земли и полезных ископаемых» – Приложение 2.
Практическая работа 9-й класс. Тема: «Знакомство с агроклиматической картой России» – Приложение 3.