Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование: таблица «Паслен черный», гербарии растений семейства Пасленовые, рисунки растений семейства паслёновых, раздаточный материал магнитная доска, магниты.
Цель урока:
- а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека
- б) развивающие: способствовать развитию логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка
- в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
- Что изучает наука систематика? Систематика – отрасль биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.
- Что такое вид? Вид – группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность
- Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений?
Признаки | Растения | |
Однодольные | Двудольные | |
Количество семядолей | ||
Корневая система | ||
Стебель | ||
Жилкование | ||
Цветок | ||
Околоцветник |
- По каким признакам объединяются растения в роды?
- По каким признакам объединяются растения в семейства?
- Какими семействами растений вам знакомы?
Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему.
Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. (слайд1)
II. Изучение новой темы.
Учитель: К семейству пасленовые относятся около 3 тысяч видов и 90 родов, распространенных по всей суше, за исключением приполярных тундр. Наибольшего
разнообразия в тропиках Южной Америки. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий. (слайд 3)
Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.
В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.
Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут (слайд 6,7,8)
Строение цветка.
Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.
Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)
Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –
правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.
Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.
Строение плода.
Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:
Что вы можете сказать о плодах?
Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.
Особенности строения вегетативных органов.
Учитель: листья простые, без прилистников, листорасположение очередное, жилкование сетчатое.. Листовая пластинка может быть цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), или рассечённой (картофель, томат). Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).
Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?
(Стержневая)
Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся) ( проверка слайд 23)
Систематическое положение отдельных представителей семейства Паслёновые
Царство -Растения
Отдел - Цветковые, или покрытосеменные
Класс - Двудольные
Семейство - Паслёновые
Род - Петуния
Вид - Петуния гибридная
Составьте в тетрадях таблицу «Характеристика семейства Пасленовые»
Признак | Семейство Пасленовые |
Формула цветка | |
Соцветие | |
Плод | |
Жилкование листьев | |
Характеристика листа (простой, сложный) | |
Корневая система | |
Представители | |
Значение |
III. Закрепление. Решить кроссворд «Семейство пасленовые»
Кроссворд «Семейство паслёновые»
9 | 4 | |||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | 1 | |||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Очень известное растение семейства, в пищу употребляют его плоды красного, желтого и зеленого цвета. Из этих плодов также изготавливают сок.
3. Ядовитое растение про которое говорят «…………» объелся
5. Родина картофеля
8. Листья этого растения изготавливают для изготовления сигарет
По вертикали:
2. Самое известное растение семейства
4. Название плода многих пасленовых.
6. Органическое вещество, содержащееся в клубнях картофеля.
7. Растение семейства, имеющее или очень горькие или сладковатые плоды.
9. Красивоцветущее растение выращиваемое на клумбах
Ответы:
1. томат, 2.картофель 3 белена, 5 Америка, 8 табак
2. картофель, 4. ягода, 6. крахмал, 7. перец, 9. петуния
IV. Домашнее задание.
§ 44. вопросы 1-4. Рабочая тетрадь задания 2,3,4,5.
Подготовить сообщение об одном из растений семейства пасленовые