Подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. закрепить знания учащихся об описании;
  2. закрепить умение употреблять в своей речи деепричастия;
  3. подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,
  4. показать роль композиции в раскрытии замысла художника.

Оборудование: репродукция картины С.А.Григорьева «Вратарь»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

Составить словарь на тему: «Футбол».

IV. Рассказ по теме урока.

1. Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев - народный художник Украины. Он родился 5 июля 1910 года в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Большое место в творчестве художника занимает тема молодости, физического и духовного здоровья человека, особенно привлекает Григорьева детская и школьная тематика. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них широко известны «Первые слова», «Рыбачок», «Обсуждение двойки», «Юные натуралисты». Заслуженную славу художнику принесли картины «Вратарь», «Приём в комсомол». Автору за них была присуждена Государственная премия.

2. Беседа о футболе.

Нравится ли вам игра «Футбол»? Что вы знаете об этой игре? Состав игроков, правила игры, форма футболистов?

В чём смысл казахской народной пословицы:

Чистота – основа здоровья,
здоровье – основа богатства.

Почему одним из приоритетных заданий является здоровый образ жизни?

3. Беседа по картине «Вратарь».

Что изображено на картине Григорьева «Вратарь»?

Как ребята играют в футбол?

Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? Где происходит действие, изображенное на картине?

Кто является главным действующим лицом картины?

Каким художник изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица одежду.

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол?

Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

Почему картина называется «Вратарь»?

Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал увлеченного вратаря, который вызывает ваши симпатии.

А как бы вы по - другому назвали картину?

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной?

Какая её основная мысль?

Рассмотрим, как построена картина.

Где изобразил художник главного героя - вратаря?

Кто изображен на втором плане картины?

Что вы видите на заднем плане?

Мы рассмотрели построение произведения живописи, композицию.

Главный герой расположен на переднем плане, близко к центру картины.
Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание.

На заднем плане находятся второстепенные лица и предметы. При этом, действующие лица расположены так, что все они хорошо видны.

Композиция дает возможность наиболее четко и полно выразить мысль художника, ещё полнее помогает раскрыть основную мысль детали в картине.

Какие цвета и оттенки художник использовал, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

4. Словарно-стилистическая работа.

Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

5. Составление плана сочинения.

1. Тема и основная мысль картины.

2. Описание картины С.А.Григорьева «Вратарь»:

  • а) на пустыре в осенний погожий день;
  • б) бесстрашный вратарь;
  • в) мальчик в красном костюме;
  • г) болельщики и зрители.

3. Особеннности композиции картины.

4. Роль деталей в картине.

5. Колорит картины.

6. Мое отношение к картине.

V. Домашнее задание. Написать сочинение.

Используемая литература:

  1. Л.А. Ходякова. Использование живописи в преподавании русского языка. Москва. Просвещение.1983 г.