Раздел: “Музыка казахского народа”
Урок № 1 (введение в тему): “Наша Родина - Казахстан”
Актуальность
Термин “интеграция”, означает “объединение, соединение, суммирование”, т.е. связывает отдельные дифференцированные части в целое, что ведёт к качественному изменению состояния системы. Интеграция сегодня интерпретируется как один из ведущих принципов конструирования образовательного процесса, способ его совершенствования; как одно из средств дающее школьникам представление о целостной картине мира.
Задачи
- Выводить учащихся на более высокий уровень осмысления знаний;
- Совершенствовать индивидуально-личностный аппарат познания;
- Развивать свободу мышления;
- Формировать креативность мышления.
- Помочь учащимся использовать знания и умения, приобретённые в рамках одного предмета, при изучении другого;
Объекты интеграции – цели, содержание, методы, результаты.
Идея интеграции
“Интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач” - концепция интегрального образования Селевко Г.К.
Вид интеграции – тематическая, вертикальная
Уровень интеграции – межпредметная
Форма, способ интеграции – преемственные и перспективные связи, связи взаимопроникновения.
Ожидаемые результаты интеграции и их критерии
- Углубленное изучение предмета музыки;
- Обогащение содержания урока;
- Высвобождение учебного времени урока самопознания, которое можно использовать для расширения или углубления других тем;
Новизна учебных результатов
- Развитие креативности мышления;
- Осмысление знаний учащихся на более высоком уровне.
Цель урока
- Создание условий для раскрытия духовной сущности личности ребёнка, развитие творческого мышления на основе национального музыкального искусства.
Задачи
- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей;
- Создавать эмоционально положительную основу для воспитания и развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине и уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана;
- Показать детям красоту родной земли, запечатлённую в музыке, поэзии;
- Развивать навыки хорового пения в унисон;
- Развивать творческое мышление;
- Развивать навык выразительного исполнения произведений композиторов-песенников.
- Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость и эмоциональную культуру;
Ключевые ценности
- Любовь к родной земле;
- Патриотизм.
Ключевые компетенции
- Проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
- Проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
- Развивать на практике навыки служения обществу.
Ожидаемые результаты уровня учебных достижений:
- Уметь слушать, понимать, эмоционально отзываться на музыку и свободно выражать свои мысли и чувства;
- Уметь исполнить разученный музыкальный материал песни “Казахстанская земля”;
- Иметь представление о кюе “Сары арка” и его авторе Курмангазы;
- Быть патриотом своей Родины, проявлять зрелость в суждениях и ответственность в своих действиях;
- Уметь выражать свои мысли и впечатления через творческую деятельность;
- Проявлять интерес к самостоятельному творчеству; стремиться к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
- Осознавать себя гражданином Республики Казахстан; понимать свою причастность к жизни страны, города, гимназии.
Цитата урока
- “Кто любит свою Родину и народ, тот подлинный патриот”.
Материалы и оборудование
- Аудиозаписи с песнями и кюями, стихи о Родине, демонстрационный слайдовый материал “Наша Родина - Казахстан”, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент (Круг радости)
1. Вход в класс под звучание песни “Казахстан” муз. и сл. Б.Ахмешева
2. Музыкальное приветствие “Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня...”
3. Вступительное слово учителя
Я вижу у вас хорошее настроение! Это замечательно! Человек всё время находится в каком-либо настроении. Наше настроение можно сравнить с погодой: то солнечное, весёлое, то пасмурное, грустное, хмурое. Я желаю вам всем солнечного, ясного дня и хорошего настроения. И думаю, что музыка, которая звучала при входе в класс, наполнила ваши сердца теплом, добротой и любовью.
II. Основная часть
1. Беседа
Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая звучала при входе в класс? Определите жанр этой музыки, это песня, танец или марш? (песня)
- Эту мелодию написал композитор или она народная? (муз. и сл. Б.Ахмешева)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- Что является главной темой этой песни? (Тема – Родина)
- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (О Родине)
Мы очень часто произносим слово Родина. А как вы думаете, что включает в себя это понятие?
Из ответов учащихся на доске составляется кластер-паутинка “Родина”.
А вот как отвечает на этот вопрос автор одного из многочисленных стихотворений, посвящённых Родине.
(Звучит кюй Таттимбета “Сарыжайляу”)
Родина! Что это, дедушка?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая...
Родина - это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина- это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Родина - слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
- Какие чувства испытывает автор стихотворения к Родине?
- Какие чувства испытываете к Родине вы?
- Какое значение для человека имеет слово “Родина”?
- Как называют человека, который любит свою Родину? (патриот)
- Как называется страна, где мы живём?
- Знаете ли вы песни о нашей Родине?
2. Вокальная работа
Цель: Подготовить голосовой аппарат к пению, развивать навык “чистого” интонирования и “владения” своим голосом.
2.1. Упражнение в унисон на легато “Мы поём...” Предложить учащимся исполнять фразы по очереди: то “про себя”, то вслух. Этот приём позволяет отрабатывать интонационно чистое, точное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении “про себя” желательно беззвучно артикулировать текст, что даёт возможность сохранить ритмическую основу и единый темп движения.
2.2. Упражнение “Журавель” исполняется по нотам, а затем со словами, с показом движения мелодии по “нотоносцу-руке”.
2.3. Исполнение песни “Республика независимая” слова и муз. Л.Мельниковой.
2.4. Знакомство с песней “Казахстанская земля” слова и музыка Л.Мельниковой.
- Что вы можете сказать о характере этой песни? (песенный)
- О чем рассказала нам песня?
- Можно об авторе этой песни сказать, что она патриот своей Родины? Почему?
2.5. Разучивание 1 куплета и припева песни “Казахстанская земля”.
2.6. Исполнение разученного музыкального материала с последующим повторным слушанием песни (можно к исполнению песни добавить элементы казахских танцевальных движений).
В музыке любого народа отражены любовь к Родине, к родной природе, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о родной земле помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.
3. Слушание музыки
А теперь, садитесь удобнее, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. А поможет нам музыка одного из самых знаменитых музыкантов казахской земли Курмангазы Сагырбаева (портрет), который был настоящим патриотом своей страны. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с несправедливостью. Мы послушаем кюй под названием “Сары ар?а”, его считают вершиной творчества не только Курмангазы, но и всей казахской музыки. Это одно из самых известных произведений кюйши, которое завоевало необычайную популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.
(под звучание кюя Курмангазы “Сары арка” демонстрируются слайды с видами Казахстана: природа, города, люди...)
- Какое впечатление произвела на вас музыка и картины природы, городов нашей страны?
- О чем рассказала вам музыка Курмангазы?
- Можно о Курмангазы сказать, что он патриот своей Родины? Почему?
- Согласны ли вы с народной пословицей: “Кто любит свою Родину и народ, тот подлинный патриот”?
- Должен ли человек развивать в себе такое качество, как патриотизм?
- За что человек любит свою Родину?
- Можете вы о себе сказать, что вы патриоты своей Родины?
- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы слушаете или поёте о Родине?
III. Заключительная часть
1. Творческая деятельность
Сочинение синквейна (пятистишия) “Музыка о Родине”.
(фоном звучат мелодии казахстанских композиторов)
2. Подведение итогов урока
Учащиеся зачитывают свои стихотворения “Музыка о Родине”.
Рефлексия
С чем вы уходите сегодня с урока?
(Выбирают знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист рефлексии и высказываются)
3. Выход из класса под звучание песни “М?нгі жаса Отаным” сл. А.Уманова, муз. З.Ниетбаева.
Литература
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2т. т 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”)
2. Программа по музыке для 5-х классов общеобразовательной школы с русским языком обучения.- МОН РК и Национальной академии им. Ы.Алтынсарина, Астана 2010г.
3. Государственный общеобязательный стандарт по предмету самопознание. - Алматы: ННПООЦ “Б?бек”, 2010с.
4. Тематический план курса “Самопознание” (для всех уровней образования/ - Алматы, 2010г.)