"Баскетбол". Программа физкультурно-оздоровительной направленности для обучающихся 6–9-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела “Баскетбол” образовательной программы средней школы.

Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр в мире. Им увлекаются около 30 миллионов человек в 143 национальных федерациях. Родоначальником баскетбола являются США, где эта игра появилась в 1891 году.

Суть игры заключается в том, что спортсмены двух команд, находящиеся на площадке размером 26*14 м, стремятся овладеть мячом и забросить его в корзину противника, укрепленную на щите высотой 305 см. Вес мяча 600-650 г. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество очков за попадания мяча в корзину в установленное время игры.

Единоборство команд ведется игроками с помощью определенных приемов, выполняемых как с мячом, так и без мяча. Так, организуя атаку, игроки передвигаются по площадке, передавая друг другу мяч, используют ведение, броски в корзину. Защищаясь, оказывают сопротивление нападающим, стараясь отобрать у них мяч. Во время игры необходимо избегать различного рода столкновений с противником, ибо это считается нарушением правил.

Игра в баскетбол предполагает постоянное ведение борьбы в сложных, все время меняющихся условиях. Исход ее определяется искусством действия коллектива в целом. Поэтому каждый баскетболист должен в совершенстве владеть техникой игры, уметь быстро ориентироваться, проявлять творческую активность, выполнять все действия, необходимые для осуществления намеченного плана, своевременно и точно. Приемы, используемые в игре, состоят из естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний. Физическая нагрузка в баскетболе отличается переменной интенсивностью. Поэтому баскетболисту необходима разносторонняя физическая подготовленность и высокий уровень специальной быстроты и ловкости, прыгучести, выносливости и силы. Наряду с атлетизмом ему следует развивать многогранность и универсализм технического мастерства. Каждый игрок хорошо владеть всеми существующими приемами нападения и защиты и особенно хорошо выполнять те из них, которые наиболее важны для его функции в команде.

Большое физическое и нервное напряжение, непрерывные поиски наиболее эффективных действий и приемов предъявляют высокие требования к уровню психологической устойчивости игроков. Необходимо овладеть высокими моральными и волевыми качествами, чтобы жесткой спортивной борьбе сохранить выдержку, заставит преодолевать усталость, брать на себя выполнение решающих действий в критические моменты игры.

Доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровительная ценность выделили баскетбол в ряды таких видов физических упражнений, которые широко используются во всех звенья физического воспитания.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами .Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности .имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большое количество учебных часов на разучивание и совершенствование технических и тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе.

Цель программы: овладение основами физической культуры у обучающихся; сохранение крепкого здоровья, развитие двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости,- координации, быстроты реакции) обучающихся, а так же чувства такта, привитие любовь к спорту. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи

1 .Оздоровительные:

- выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;

- содействие гармоничному физическому развитию;

- развитие двигательных способностей;

- создание базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта;

- укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.

2. Обучающие:

- обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции);

- обучить правильному выполнению упражнений.

3. Воспитательные:

- выполнение сознательных двигательных действий;

- любовь к спорту;

- чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

- воспитанию нравственных и волевых качеств;

- привлечение учащихся к спорту;

- устранение вредных привычек.

Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических и технических действий и приёмов. Внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психо-регуляции на занятиях и соревнованиях сориентирует обучающихся на достижение высоких результатов в освоении игры и стремлению победам.

Образовательная программа составлена на основе учебной программы “Поурочная учебная программа для детско-юношеских школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (групп начальной подготовки)”, (Ю.М. Железняк, Н.А. Водяникова, В.Б. Гаптов, В.М .Левин) г. Москва, 2000 год.

Образовательная программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на 4 года обучения в общей сложности 1054 часа. Первый год обучения - 136 часа, второй год и последующие - 306 часов, при 2-3-х разовых занятиях в неделю.

Программа помогает компенсировать отставание по изучению и закреплению отдельных разделов школьной программы, а также достичь определённых спортивных результатов, на соревнованиях разного уровня.

Для прохождения программы по баскетболу в 6 - 11 классах в учебном процессе, предлагается использовать учебники и видеоматериалы:

Уровень программы Программа Тип классов Количество часов Учебники и видеоматериалы
Углубленный Авторская 8-11 4 “Поурочная учебная программа для ДЮСШ и спец. ДЮСШ олимп. резерва”, (Ю.Д.Железняк, Н.А.Вдянникова, В.Б.Гаптов, В.М,Левин). Москва 2000 г.
6 Учебно-методическое пособие по баскетболуболу для ДЮСШ и СДЮСШОР. М.: Просвещение, 2000. Спортивные игры. Ю.Д.Клещев. Москва, ФиС, 2000.

Видео из интернета

Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме того, по ходу реализации программы предполагается использования ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения.

Баскетбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания обучающихся: укрепление здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Изучение техники и тактики игры в баскетбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и спортивных секциях.

При проведении занятий по баскетболу должны сохраняться черты, присущему игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создании условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы соревновательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит бросок мяча, кто дольше удержит мяч и др.).

В подготовительной части урока (5-8 мин) входят организация класса (построение и сообщение задач урока) и разминка, в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.

В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов баскетбола, развития физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.

В спортивных секциях по баскетболу продолжительность занятий для детских групп - 60 мин не менее двух раз в неделю, для юношеских групп - 90 мин не менее трех раз в неделю. В подростковых и юношеских группах обучающиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаются от уроков повышенными нагрузками и увеличенным объемом изучаемого материала.

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к физическим качествам, функциональному состоянию спортсмена, к технико-тактической, психической подготовленности. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека.

Освоение большого количества игровых приемов требует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки - бесспорно очень ценные качества человека.

Образовательная программа предусматривает распределение учебно- тренировочного материала на 4 года обучения в общей сложности 1054 часа.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Основной принцип работы в группе по баскетболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных и количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Основой подготовке занимающихся в группе баскетболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.

Учебно-тематический план

Распределения учебно-тренировочных занятий для прохождения программного материала по баскетболу 6-11 класс:

№ п/п Наименование темы Количество часов в год/ Годы обучения
1 2 3 4
1 Теоретическая подготовка

История развития баскетбола в России и за рубежом

1 1 1 1
2 Влияние физических упражнений на организм занимающихся 1 1 1 1
3 Гигиена, режим дня, питание, врачебный контроль и самоконтроль игрока 1 1 1 1
4 Правила соревнований, их организация и проведение 1 2 3 4
5 Правила техники безопасности 1 1 1 1
6 Практическая подготовка Общая и физическая подготовка 25 45 55 60
7 Специальная физическая подготовка 35 65 75 80
8 Технико—тактическая подготовка 57 176 153 140
9 Инструкторско-судейская практика   2 3 4
10 Контрольные испытания 10 10 12 12
11 Медико-биологический контроль 2 2 2 2
  Всего: 136 306 306 306

Формы организации занятий

Занятия в рамках программы проводятся в форме: тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.

Требования к уровню подготовки

По итогам изучения данного курса, обучающиеся должны знать:

- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

- основы методики обучения и тренировки по баскетболу.

- правила игры;

- технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;

- методику судейства учебно-тренировочных игр;

- общие рекомендации к созданию презентаций;

По итогам изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

- выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

- выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- осуществлять судейство соревнований по баскетболу;

работать с книгой спортивной направленности;

- самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

- достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;

- призовые места и победы на соревнованиях муниципального уровня повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; овладение умениями и навыками игры;

- развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;

- укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма, умение контролировать психическое состояние.