Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела “Баскетбол” образовательной программы средней школы.
Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр в мире. Им увлекаются около 30 миллионов человек в 143 национальных федерациях. Родоначальником баскетбола являются США, где эта игра появилась в 1891 году.
Суть игры заключается в том, что спортсмены двух команд, находящиеся на площадке размером 26*14 м, стремятся овладеть мячом и забросить его в корзину противника, укрепленную на щите высотой 305 см. Вес мяча 600-650 г. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество очков за попадания мяча в корзину в установленное время игры.
Единоборство команд ведется игроками с помощью определенных приемов, выполняемых как с мячом, так и без мяча. Так, организуя атаку, игроки передвигаются по площадке, передавая друг другу мяч, используют ведение, броски в корзину. Защищаясь, оказывают сопротивление нападающим, стараясь отобрать у них мяч. Во время игры необходимо избегать различного рода столкновений с противником, ибо это считается нарушением правил.
Игра в баскетбол предполагает постоянное ведение борьбы в сложных, все время меняющихся условиях. Исход ее определяется искусством действия коллектива в целом. Поэтому каждый баскетболист должен в совершенстве владеть техникой игры, уметь быстро ориентироваться, проявлять творческую активность, выполнять все действия, необходимые для осуществления намеченного плана, своевременно и точно. Приемы, используемые в игре, состоят из естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний. Физическая нагрузка в баскетболе отличается переменной интенсивностью. Поэтому баскетболисту необходима разносторонняя физическая подготовленность и высокий уровень специальной быстроты и ловкости, прыгучести, выносливости и силы. Наряду с атлетизмом ему следует развивать многогранность и универсализм технического мастерства. Каждый игрок хорошо владеть всеми существующими приемами нападения и защиты и особенно хорошо выполнять те из них, которые наиболее важны для его функции в команде.
Большое физическое и нервное напряжение, непрерывные поиски наиболее эффективных действий и приемов предъявляют высокие требования к уровню психологической устойчивости игроков. Необходимо овладеть высокими моральными и волевыми качествами, чтобы жесткой спортивной борьбе сохранить выдержку, заставит преодолевать усталость, брать на себя выполнение решающих действий в критические моменты игры.
Доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровительная ценность выделили баскетбол в ряды таких видов физических упражнений, которые широко используются во всех звенья физического воспитания.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами .Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности .имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большое количество учебных часов на разучивание и совершенствование технических и тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе.
Цель программы: овладение основами физической культуры у обучающихся; сохранение крепкого здоровья, развитие двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости,- координации, быстроты реакции) обучающихся, а так же чувства такта, привитие любовь к спорту. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи
1 .Оздоровительные:
- выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
- содействие гармоничному физическому развитию;
- развитие двигательных способностей;
- создание базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта;
- укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.
2. Обучающие:
- обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции);
- обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
- выполнение сознательных двигательных действий;
- любовь к спорту;
- чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
- воспитанию нравственных и волевых качеств;
- привлечение учащихся к спорту;
- устранение вредных привычек.
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических и технических действий и приёмов. Внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психо-регуляции на занятиях и соревнованиях сориентирует обучающихся на достижение высоких результатов в освоении игры и стремлению победам.
Образовательная программа составлена на основе учебной программы “Поурочная учебная программа для детско-юношеских школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (групп начальной подготовки)”, (Ю.М. Железняк, Н.А. Водяникова, В.Б. Гаптов, В.М .Левин) г. Москва, 2000 год.
Образовательная программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на 4 года обучения в общей сложности 1054 часа. Первый год обучения - 136 часа, второй год и последующие - 306 часов, при 2-3-х разовых занятиях в неделю.
Программа помогает компенсировать отставание по изучению и закреплению отдельных разделов школьной программы, а также достичь определённых спортивных результатов, на соревнованиях разного уровня.
Для прохождения программы по баскетболу в 6 - 11 классах в учебном процессе, предлагается использовать учебники и видеоматериалы:
Уровень программы | Программа | Тип классов | Количество часов | Учебники и видеоматериалы |
Углубленный | Авторская | 8-11 | 4 | “Поурочная учебная программа для ДЮСШ и спец. ДЮСШ олимп. резерва”, (Ю.Д.Железняк, Н.А.Вдянникова, В.Б.Гаптов, В.М,Левин). Москва 2000 г. |
6 | Учебно-методическое пособие по
баскетболуболу для ДЮСШ и СДЮСШОР. М.:
Просвещение, 2000. Спортивные игры. Ю.Д.Клещев.
Москва, ФиС, 2000. Видео из интернета |
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме того, по ходу реализации программы предполагается использования ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения.
Баскетбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания обучающихся: укрепление здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Изучение техники и тактики игры в баскетбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и спортивных секциях.
При проведении занятий по баскетболу должны сохраняться черты, присущему игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создании условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы соревновательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит бросок мяча, кто дольше удержит мяч и др.).
В подготовительной части урока (5-8 мин) входят организация класса (построение и сообщение задач урока) и разминка, в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.
В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов баскетбола, развития физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
В спортивных секциях по баскетболу продолжительность занятий для детских групп - 60 мин не менее двух раз в неделю, для юношеских групп - 90 мин не менее трех раз в неделю. В подростковых и юношеских группах обучающиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаются от уроков повышенными нагрузками и увеличенным объемом изучаемого материала.
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к физическим качествам, функциональному состоянию спортсмена, к технико-тактической, психической подготовленности. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека.
Освоение большого количества игровых приемов требует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки - бесспорно очень ценные качества человека.
Образовательная программа предусматривает распределение учебно- тренировочного материала на 4 года обучения в общей сложности 1054 часа.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основной принцип работы в группе по баскетболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных и количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основой подготовке занимающихся в группе баскетболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
Учебно-тематический план
Распределения учебно-тренировочных занятий для прохождения программного материала по баскетболу 6-11 класс:
№ п/п | Наименование темы | Количество часов в год/ Годы обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Теоретическая подготовка История развития баскетбола в России и за рубежом |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Гигиена, режим дня, питание, врачебный контроль и самоконтроль игрока | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Правила техники безопасности | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Практическая подготовка Общая и физическая подготовка | 25 | 45 | 55 | 60 |
7 | Специальная физическая подготовка | 35 | 65 | 75 | 80 |
8 | Технико—тактическая подготовка | 57 | 176 | 153 | 140 |
9 | Инструкторско-судейская практика | 2 | 3 | 4 | |
10 | Контрольные испытания | 10 | 10 | 12 | 12 |
11 | Медико-биологический контроль | 2 | 2 | 2 | 2 |
Всего: | 136 | 306 | 306 | 306 |
Формы организации занятий
Занятия в рамках программы проводятся в форме: тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
Требования к уровню подготовки
По итогам изучения данного курса, обучающиеся должны знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
- основы методики обучения и тренировки по баскетболу.
- правила игры;
- технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;
- методику судейства учебно-тренировочных игр;
- общие рекомендации к созданию презентаций;
По итогам изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
- выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
- выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осуществлять судейство соревнований по баскетболу;
работать с книгой спортивной направленности;
- самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
- призовые места и победы на соревнованиях муниципального уровня повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; овладение умениями и навыками игры;
- развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
- укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма, умение контролировать психическое состояние.