В гостях у Самоделкина

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать у детей экологическую культуру и позитивный образ “Чистого города”;
  • научить планированию работы при реализации творческого замысла;
  • совершенствовать творческие и трудовые навыки в преобразовательной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение и природе родного края;
  • научить планированию работы при реализации творческого замысла

Тип занятия: комбинированное

Форма работы: групповая

Методы обучения:

  • беседа,
  • мозговой штурм,
  • практическая работа

Инструменты и материалы: карандаши, ножницы, нож-резак, клей, нитки, бросовый материал

Ход занятия

1. Организационная часть

Приветствие пришедшим. Высказывание небольших комплиментов. Психологическая игра “Хлопки”: дети с закрытыми глазами отхлопывают каждый свой ритм. Прислушиваясь к соседям, постепенно формируют общий ритм, настраиваются на дружную совместную работу.

2. Постановка задачи

Педагог: Ребята! Скоро самый любимый всеми праздник – Новый год. Мы его ждем с нетерпением. Покупаем елку живую или искусственную, новогодние игрушки и украшения; готовим подарки.

Предлагаю вам послушать историю о том, как в “Клубе Веселых человечков” готовились к встрече Нового года. Веселых человечков, эту группу сказочных персонажей: Самоделкина, Карандаша, Буратино, Гурвинька, Чиполлино, Петрушку, Незнайку, Дюймовочку вы знаете.

Накануне Нового года Самоделкин пригласил своих друзей из “Клуба веселых человечков” в свою мастерскую, чтобы подготовиться к празднику. Они решили сделать елку и украшения для нее своими руками. Самоделкин попросил принести с собой то, что они считают мусором, и который они хотели бы выбросить. Каждый из человечков пришел с пакетом. Только один Незнайка пришел с пустыми руками. Он решил, что Самоделкин пошутил. Незнайка думал, что мусору место на свалке, сложил все в мешок и выбросил в контейнер. Радостный Незнайка прибежал к друзьям. А у них в мастерской на столе куча разных предметов. Там были: флаконы от шампуня, фантики от конфет, стаканчики и баночки из-под йогурта, рекламные журналы, обрезки пенопласта и многое другое. Удивился Незнайка. Для чего им весь этот мусор. Самоделкин – человечек смекалистый, мастеровой. Он стал объяснять друзьям, что это не мусор, а вторичное сырье, (бросовый материал), из которого можно сделать нужные и полезные вещи. Друзья определили, из чего именно будет сделана каждая поделка и работа началась.

Сегодня мы с вами начинаем подготовку к Новому году. Сделаем игрушки и украшения из бросового материала, не забудем и про красавицу – елочку. Игрушки, сделанные своими руками, принесут много радости каждому из вас.

3. Изложение теоретического материала

Педагог: Дети! Самоделкин все правильно сказал. Вторичное сырье – материалы, изделия, которые после полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырье. Оно является более дешевым источником многих материалов, чем источники природные.

Все ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорного контейнера на свалку. Сроки разложения материалов в естественных условиях составляют

автобусный билет – 1 месяц одноразовая посуда – 500 лет
банановая кожура – 6 месяцев алюминиевая банка – 500 лет
шерстяной носок – 1 год консервная банка – 100 лет
ветки – 4 года, пластиковая тара – практически не разлагается
колготки – 100 лет  

Для изготовления каждого изделия использованы ресурсы (металл, нефть, древесина и др.), которые не возвращаются в природу.

Если рассортировать содержимое твердых бытовых отходов на свалке, то можно увидеть их состав. Больше половины составляют пищевые отходы, бумага и картон. Остальное – металлы, текстиль, пластик, стекло, древесина (примерно в одинаковых количествах)

Попав в окружающую среду, отходы становятся загрязнителями.

В качестве вторичного сырья можно использовать около 70% отходов, складируемых на свалке. Поэтому необходимо сортировать мусор, производить его раздельный сбор. Для этого нужно поставить в городе контейнеры для каждого вида материалов: макулатура, металлы, стекло, пластик.

Макулатура и ветошь применяются в виде вторичного сырья при производстве бумаги, упаковочного картона, кровельных и изоляционных материалов. 1 тонна макулатуры равна 4 кубическим метрам древесины, 100 кг макулатуры – 1 дерево.

Металлоло?м (металлический лом) — пришедшие в негодность металлические изделия. Переработка металлолома имеет огромное экономическое и экологическое значение. Если перерабатывать металлолом, то сократится объем топлива для получения важнейших металлов, сократятся нагрузки на месторождения металлов, улучшится экологическая обстановка.

При переработке пластмассы можно получить пищевую упаковочную пленку, пластиковые емкости, полиэтиленовые трубы. Вторичное использование пластика экономит 80 литров нефти.

Из переработанного стекла можно изготовить строительные материалы, конструкции и изделия, стеклоблоки, стеклопакеты, обычное оконное стекло.

Пищевые отходы можно использовать для приготовления компоста — органических удобрений для сада и огорода, получаемые в результате разложения различных органических веществ под влиянием деятельности микроорганизмов.

Физкультминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и подтянуться.
Три – согнуться – разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз приседаем.
Девять – потягиваемся и отдыхаем.
Десять – занятие наше продолжаем

4. Практическая работа

Педагог: Дети, предлагаю вам внимательно присмотреться к тому бросовому материалу, который у нас есть. Постарайтесь представить, что из него можно смастерить

Ответы детей: У нас много рекламной продукции, бумага яркая, глянцевая. Можно сделать елочку.

Для украшения елочки нужны бусы. Пригодится наполнитель, который вкладывают в упаковки с лекарствами.

Из пакетиков для чая можно сделать гирлянду из флажков.

Вкладыши в коробки для конфет это прекрасный материал для изготовления игрушек.

Из маленьких бутылочек из-под йогурта можно изготовить животных, сказочных героев.

5. Подведение итогов

Педагог: Дети! У вас получились замечательные поделки. Какие вы молодцы! Сколько у вас фантазии, воображения. А еще, ребята, говорят, под Новый год что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. Наше пожелание, чтобы наш город Апатиты всегда был чистым и красивым.

6. Уборка рабочих мест.

Приложение.