Урок технологии по теме "Изготовление рукотворной куклы "Младенец"

Разделы: Технология


Цель: Научить изготавливать русскую народную куклу “Младенца”

Задачи:

  • Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.
  • Обучение приемам изготовления куклы “Младенца”
  • в соответствии с народными традициями.
  • Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
  • Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.
  • Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
  • Воспитание аккуратности и точности в работе.

Оборудование: карточки раздаточные, шаблоны, сундучок с куклами.

Ход занятия
(Всё занятие сопровождается показом презентации)

(Этапы данного занятия представлены в виде таблицы)

Презентация к уроку.

1. Этап настройки мотивации к уроку

Мы занятие начнём,
Его с пользой проведём.
Очень важно не лениться,
А прилежно нам трудиться.

2. Вступительная беседа

Начнём наше занятие с загадки.

Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.

Что это?

Кукла

Как думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Правильно, мы будем беседовать о кукле. (учитель достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)

Далее учитель спрашивает детей: Зачем нам нужна кукла?

  • Из каких частей состоит?
  • С кем можно сравнить куклу?
  • Из какого материала сделана кукла?

Сейчас куклы нужны детям для игр, взрослым для украшения интерьера.

В старину на Руси куклы играли большую роль в жизни любой семьи. Они были и хранителями дома, и оберегами детей, и игрушками для детей. Куклы – обереги. Для чего они? (ответы). Само слово раскрывает нам свой смысл – оберегать. Куклы оберегали людей от зла, болезней, неприятностей.

И куклы в старину были сделаны не из резины, тогда ещё не было таких материалов. Кукол изготавливали из того, что было под рукой: из дерева, глины, травы, соломы, лоскутков. У нас на занятии присутствует волшебный сундучок из прошлого. Давайте заглянем в него, какие тайны он хранит?

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой. (показывает)

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?

Дети отвечают.

Учитель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.

Учитель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Учитель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)

- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….

- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)

- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).

- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…

Тряпичные куклы были разные: куватки, младенчики, крестушки, кисточки. Все они выполняли определённую роль в жизни людей. Куватки вешались над кроватками детей, оберегали их. С младенчиками дети играли.

Младенчики – очень распространённая старинная русская кукла. Девочки с раннего возраста: с трёх – пяти лет умели пеленать своих кукольных дочек. Изготовление этой куклы очень простое. С ним мог справиться ребёнок самостоятельно.

И мы сегодня на уроке попробуем сделать куклу “Младенчик”. Для чего она вам будет нужна?

Для изготовления куклы нам потребуется вата, кусочки ткани, тесьма, ножницы, иголка, нитки, простой карандаш. У вас это всё есть на партах.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности.

  • Ножницы…
  • Иголка…
  • Работа

ФИЗМИНУТКА

На дворе у нас мороз.
Дети хлопают в ладоши и топают ногами.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки
Дети поднимают руки над головой и ловят воображаемые снежинки.
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
Мы еще чуть-чуть пройдемся 
Ходьба.
И домой к себе вернемся.

Дети занимают свои места.

У вас на парте карточки (Приложение 1), на которых отражена последовательность вашей работы. Это наша карточка-помощник. При выполнении работы мы с ней сверяемся.

  • Делаем из квадратного светлого лоскутка и шарика ваты голову.
  • Вату вкладываем в середину ткани и завязываем голову ниткой.
  • Низ ткани собираем на нитку, концы заправляем внутрь и затягиваем нитку, завязываем на узелок.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Надеваем на голову повойник.
  2. Теперь готовим пелёнку. На цветной ткани обводим шаблон, вырезаем, пелёнка готова.
  3. Обворачиваем кроху пелёнкой.
  4. Перевязываем лентой (тесьмой)

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Вот наш младенец готов. В старину на Руси такие младенчики нужны были не только для игры. Они служили ещё и оберегами. Дети клали их с собой спать в кроватку. Такие куколки забирали на себя всё недоброе, что грозило ребёнку. Пусть они оберегают и вас.

Работа закончена. Немного отдохнём.

Физкультминутка для глаз.

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания по изготовлению рукотворных кукол, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры алгоритма изготовления новой рукотворной куклы.

Задачи:

  • Формирование познавательных УУД: познакомить детей с технологией изготовления рукотворной куклы “Младенец”; систематизировать знания детей по алгоритму изготовления рукотворных кукол; проанализировать схожесть и различие этапов изготовления разных рукотворных кукол.
  • Формирование регулятивных УУД: дать детям возможность выбора способов деятельности для изготовления куклы на определённом этапе; формировать способности детей к организации своего рабочего места; развивать потребность к соблюдению правил техники безопасности.
  • Формирование коммуникативных УУД: развитие умения детей отвечать на вопросы, слушать и слышать собеседника, учителя.
  • Формирование личностных УУД: воспитывать желание делать выбор в пользу добра; направить ребёнка на размышления о семье, семейных ценностях, о роли ребёнка в семье.