Коррекционно-развивающее занятие на развитие социального интеллекта обучающихся 3–5-х классов "Я и другие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Формирование учебных умений, повышение самооценки.
  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, тренировка умения владеть своими эмоциями.
  • Обучение способам эффективного общения, снятие барьеров в общении, коррекция поведения.

Материалы:

  • плакат со схематичным изображением эмоций;
  • карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций;
  • мяч, игрушка.

Время проведения:

1 занятие 40 мин

2 занятия по 20 - 30 мин

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Упражнение “Здравствуйте!”

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

2. Разминка

Игра “Назови соседа справа”.

Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.

Упражнение “Нос, пол, потолок”.

3. Основная часть

3.1. Игра “Я могу, я умею”

Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.

Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое - либо свое умение (например, “Я умею петь”, “Я умею бегать”, “Я умею смеяться” и т.п.)

3.2. Упражнение “Ассоциации”

Водящий выходит за дверь.

Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников они “задумывают”.

Водящий входит и начинает спрашивать: “Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой, цветком. едой и т.п.), то каким?”

Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.

Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.

3.3. Упражнение “Поиск противоположных предметов”

Называется какой-либо предмет, например “дом”.

Необходимо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Например: “сарай” ( противоположность по размеру и степени комфорта), “поле” (открытое или закрытое пространство), “вокзал” (чужое или свое помещение) и т. д.

Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

3.4. Опрос по кругу:

- Ребята, вспомните, какое настроение чаще всего было у вас за неделю?

После обсуждения подвести ребят к выводу:

- Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, “внутри нас живут” наши друзья и наши враги – эмоции.

Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

3.5. Упражнение “Узнавание эмоций”

Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким (“Я радуюсь, когда…”, “Я злюсь, когда ... ”, “Я огорчаюсь, когда ...” и т. д.).

Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой - всех телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

3.6. Опрос по кругу:

- Ребята, как вы считаете, почему люди ссорятся?

После обсуждения подвести ребят к выводу:

- Все люди иногда ссорятся, т.к. не понимают друг друга, не владеют своими эмоциями, не принимают чужого мнения, не считаются с правами других, не умеют слушать других, хотят умышленно обидеть других и т.п.

Очень важно уметь владеть собой при общении с другими людьми.

Однако очень трудно бывает фиксировать своё состояние.

3.7. Упражнение “Попроси игрушку” - вербальный вариант

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.п.

Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участника 1:

“Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участника 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение “Попроси игрушку” - невербальный вариант

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов можно обсудить упражнение.

Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:

- “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”;

- “Когда тебе действительно хотелось её отдать?”;

- “Какие нужно было произносить слова?”.

Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия (вырабатывается и формируется модель и манера поведения).

4. Рефлексия

Получение обратной связи. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.

5. Ритуал прощания

Упражнение “Спасибо, до свидания!” Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: “Спасибо, до свидания!”

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно- развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.// Учебное пособие для студентов. М., 1999

3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1991.

4. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СпбгУ.,2007

5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003

6. Психология: описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения. Статьи, советы психологов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://azps.ru

7. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. [Текст]/ Самара: издательский Дом “БАХРАМ - М”, 2005. 672 с.