Одной из актуальных проблем современной школы является проблема формирования навыков коммуникативной компетенции школьника. Современные методические пособия предлагают следующую модель ученика: “...окончивший школу должен владеть навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения”.
Основные программы русского языка, по которым ведется обучение в школе, (Ладыженской, Разумовской, Бабайцевой) предлагают освоить важнейшие понятия речевого творчества: речь, стили речи, типы речи, текст. Помимо этого авторы программ предлагают спланировать проведение определенного количества письменных работ (изложений и сочинений). Но такие часовые “вкрапления” обучения устной и письменной монологической и диалогической речи не вполне формируют навык коммуникативной компетенции. Выходя с урока, дети забывают в своей школьной внеурочной практике использовать приобретенные знания, умения, навыки. Поэтому здесь полезна будет систематическая внеурочная работа по предмету. Такой деятельностью могут стать занятия кружка по журналистике “Проба пера”
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. “Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить”, - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский, поэтому очень важно научить школьников правильно общаться с этим инструментом речи, показать всю его красоту и многогранность.
Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.
Программа моего кружка предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Ценность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, на уроках и в повседневной жизни. Кружок “Проба пера” также поможет обучающимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Занимаясь в кружке, учащиеся развивают и повышают культуру речи, учатся общаться с окружающими их людьми, не остаются равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Необходимо помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе “Проба пера”. Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Основные цели и задачи программы
Цель программы: Познакомить обучающихся с основами теории и методики журналистского творчества;
Задачи:
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
- Воспитывать культуру поведения, внимание, прививать навыки работы в группе;
- Познакомить с формами делового общения, учить вести конструктивный диалог, публично выступать.
- Учить ясно излагать свои мысли устно и на бумаге.
- Повысить уровень эрудиции.
Содержание программы кружка “Проба пера” состоит из 4 разделов:
- История журналистики
- Техника и технология СМИ
- Печатная журналистика
- Берем интервью
Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности у журналиста: владение устной речью (монологом, диалогом, умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Для формирования коммуникативной компетенции на практических и теоретических занятиях кружка использую следующие виды деятельности:
Ролевые игры. Ролевая игра “Разговорчивый собеседник”
Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться “фильтровать” информацию, полученную от своего собеседника.
Психологический смысл игры: научить будущих журналистов правильно вести себя с “болтливым” собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.
Защита творческих проектов.
Например, в разделе “Техника и технология СМИ” при изучении темы “Композиция газетной полосы” кружковцы готовили и защищали свои мини – проекты. Ребятам предлагался раздаточный материал (это газетные вырезки, заголовочные статьи), из них каждый оформлял свою газетную страничку, опираясь на полученные знания на теоретических занятиях. Благодаря этому ребята хорошо уяснили, как правильно размещается материал в газете (заголовочная часть, передовая статья, подборка, окно фонарь, чердак ит.д.)
Групповые практикумы
При изучении темы “Интервью – жанр журналистики” члены кружка готовили советы начинающим журналистам, базируясь на теоретическом материале. Работа была организована в группах (перед интервью, во время интервью, после интервью).
Выпуск газеты
Самым главным результатом работы кружковцев за определенный период времени является выпуск газеты. Мы с ребятами назвали ее “Наша газета”. Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате этой работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению определенных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
У нас вышло 2 номера газеты. Первый номер увидел свет в декабре и был посвящен Новому году (приложение 2), второй номер появился в феврале (приложение 3), он полностью посвящен 23 февраля. Сейчас идет работа над третьим тематическим выпуском к 9мая.
Пока “Наша газета” - это первые, робкие шаги начинающих журналистов. Мы идем методом проб и ошибок, пытаясь создать и представить свои маленький опыт, то, чему научились за определенный промежуток времени, занимаясь в кружке.
Мои кружковцы уже освоили жанры публицистики: интервью и заметка, умеют правильно отбирать и собирать материал для тематического выпуска. В февральском выпуске попробовали свои силы в жанре сочинения-рассуждения на тему: “Каким должен быть настоящий мужчина?”
Я считаю, что результат от занятий кружка “Проба пера” очевиден, и это доказала последняя контрольная работа в 5 классе по теме “Морфемике”. Она состояла из трех уровней: А, В, С. При выполнении уровня С ребятам предлагалось написать развернутый ответ, сочинение-рассуждение. Все мои кружковцы справились с этим достойно.
В дальнейшем хотелось бы, чтобы из газеты маленького кружка выросла большая школьная газета с постоянными рубриками, со своими правилами и законами.
Таким образом, учащиеся, посещающие данный кружок, учатся правильно общаться, правильно вести диалог. Осваивают различные публицистические жанры, развивают письменную речь, учатся строить злободневные высказывания. В конечном итоге, хочется надеяться, что благодаря систематической работе над речевыми умениями, навыками не только на уроке, но и во внеклассной работе обучающиеся приблизятся к идеальной модели выпускника, владеющего навыками “грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения...”.