Мониторинг последних лет показывает, что получать профессиональное образование в НПО приходят учащиеся с низкой мотивацией. Большинство идёт по совету друзей, настоянию родителей, по территориальному расположению и даже случайно. Лишь малая часть из них осознанно выбирает имеющуюся специальность, а это означает, что интерес к будущей профессии в большинстве случаев отсутствует. Следовательно, отсутствует интерес и ко всему процессу обучения.
Именно поэтому перед преподавателями информатики стоит трудная задача: необходимо подготовить таких специалистов, которые не только владеют теоретическими основами предмета “информатика”, но способны применять средства информатики и ИКТ для решения жизненных задач. Это подразумевает, что, выйдя специалистом из учебного заведения, учащийся не должен переучиваться или проходить дополнительные курсы компьютерной подготовки – он должен в совершенстве владеть навыками работы в условиях современной информационной среды. Следовательно, основная задача преподавателя – создать такие условия на уроке, чтобы учащиеся были заинтересованы в получении знаний по данному предмету, чтобы понимали необходимость использования средств информатики и ИКТ для решения жизненных задач и в профессиональной области.
В ВУЗАХ для решения данной проблемы вводят профессионально ориентированные курсы и предметы, где реализуются необходимые задачи с использованием ИКТ.
В НПО такие предметы предусмотрены не для всех специальностей, но это не означает, что решение жизненных задач в профессиональной области должно остаться без внимания, наоборот, на уроках необходимо максимально вводить задания с профессиональной направленностью для повышения мотивации к получаемой профессии и изучаемому предмету.
Кто-то скажет: зачем на уроках общеобразовательных дисциплин обращать внимание на профессиональную подготовку специалистов. Я считаю такой подход неверным. Мы преследуем единую цель – выпустить специалиста, профессионально ориентированного в своей области, и в этот процесс должны быть включены все: преподаватели специальных дисциплин, общеобразовательных дисциплин и, конечно, сами учащиеся.
Хочу представить некоторые задания, направленные на повышение профессиональной мотивации на уроках информатики для профессий повар-кондитер, продавец контроллер-кассир, бармен-официант.
Таблица 1. Примерные задания для повышения мотивации учащихся
Тема урока | Перечень заданий по профессиям | ||
Повар-кондитер | Продавец контроллер-кассир | Бармен-официант | |
Алгоритм. Виды и способы описания алгоритмов. | Линейный алгоритм - алгоритм
приготовления супа; Циклический алгоритм - алгоритм приготовления блинов; Алгоритм ветвления – если на ужин готовим спагетти, то покупаем кетчуп, если салат, то- майонез; |
Линейный алгоритм - алгоритм
обслуживания покупателя; Циклический алгоритм - алгоритм выкладки товара; Алгоритм ветвления – если товар качественный, то не меняем поставщика, если не качественный, то возвращаем деньги покупателю; |
Линейный алгоритм - алгоритм сервировки
стола; Циклический алгоритм - алгоритм приготовления коктейля; Алгоритм ветвления – если на ужин вино, то покупаем кетчуп, если салат- то майонез; |
Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | Создание шаблона технологической карты
и его заполнение. Создание шаблона калькуляционной карточки и его заполнение. Создание меню ресторана. |
Создание шаблона “приходно-кассовый
ордер” и его заполнение. Создание шаблона “отчет кассира” и его заполнение. Создание шаблона “накладная” и его заполнение. |
Создание шаблона технологической карты
и его заполнение. Создание меню ресторана. Создание шаблона накладной и его заполнение. |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | Составление калькуляции блюд, используя готовый шаблон или создавая свой. Представление полученных данных в виде графиков. | Расчет выручки магазина за отчетные периоды. Представление полученных данных в виде графиков. | Расчет сметы на обслуживание банкета. Расчет выручки обслуживание банкета. Представление полученных данных виде графиков. |
Создание базы данных. | Создание и заполнение базы данных “Предприятие общественного питания”. | Создание и заполнение базы данных “Предприятие торговли”. | Создание и заполнение базы данных “Предприятие общественного питания”. |
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов. | Создание рисунков украшения выпечки. Создание индивидуальных открыток рецептов для группового сборника. Учебный проект “Блюдо” (история блюда, технология приготовления и т.д.). |
Создание этикеток продовольст- венных и непродовольственных товаров. Учебный проект “Товар” (история товара, технология изготовления и т.д.). | Создание индивидуальных открыток
рецептов для группового сборника. Учебный проект “Напиток” (история напитка, технология приготовления и т.д.). |