Проект "Давайте жить дружно"

Разделы: Работа с дошкольниками


Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать.
И.Г. Песталоцци

В жизни каждого человека есть то, что он любит и ценит. Но, пожалуй, нет ничего важнее наших детей. Их жизнь, благополучие, счастье, образование всегда стояли, стоят и будут стоять для каждого родителя на первом месте.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом...

Очень важно, чтобы родители смогли приложить все усилия, для того, чтобы заложить тот багаж, который поможет ребенку стать успешным человеком.

Все родители хотят, чтобы жизнь их детей сопровождалась успехами, но каждый понимает ситуацию успеха по-своему. Для кого-то важнее, чтобы в дневнике ребенка не появилось никаких других оценок, кроме пятерок. Особое внимание обращают на достижения в спорте, музыке, рисовании. К сожалению, не так много родителей уделяют надлежащего внимания эмоциональным успехам своего ребенка.

Учить детей общаться, эмоционально реагировать на те явления и события, которыми наполнена жизнь, следует еще с раннего детства. Ведь важно не то, чем будет заниматься ребенок, когда вырастет, а то, каким человеком он станет, как к нему будут относиться другие люди, и будет ли он получать удовлетворение от общения.

За 2011-2012 учебный год 35% обратившихся за консультацией к педагогам-психологам детского сада родителей были взволнованны проблемами в общении и взаимопонимании с детьми.

Актуальность решения данной проблемы привела к разработке проекта «Давайте жить дружно».

Цель проекта – вовлечение детей и родителей в совместные виды деятельности.

Задачи

  • оказание помощи родителям в выходе на новый уровень понимания детей;
  • создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей взаимоотношений с детьми, поиск новых способов поведения;
  • формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;
  • приобретение детьми нового чувственного опыта при взаимодействии с родителями.
  • создать условия для раскрытия личности каждого ребенка, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;
  • способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;
  • содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости;
  • формирование навыков эффективного общения с детьми.

Проект направлен на семьи города Югорска, воспитывающие детей в возрасте 3 – 10 лет и может быть реализован как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования. Численный состав группы 10-12 детей и 10-12 родителей, группа разнополая.

Основными принципами работы являются:

– учет современных требований;
– учет возрастных особенностей;
– доступность;
– последовательность;
– системность;
– эффективность;
– сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Программу можно реализовывать в течение одного месяца.

Реализация проекта проходит в три этапа:

1 этап. Организационно-подготовительный.

На этом этапе мы подготовили материально-техническую и методическую базы (пакет психодиагностических методов исследования детско-родительских отношений Приложение 1); мотивировали родителей на участие в проекте «Давайте жить дружно» (стенд, устные приглашения).

2 этап. Практический – это этап реализации проекта, который включает в себя несколько блоков: работа педагога с детьми и родителями, совместная презентация деятельности, самостоятельная совместная деятельность, публичная презентация в рамках межведомственного взаимодействия результатов самостоятельной совместной деятельности детей и родителей (Приложение 2).

Кадровое обеспечение проекта

Заведующий ДОУ Координирует реализацию проекта в своем учреждении
Психолог ДОУ Обеспечивает реализацию программы
Воспитатель ДОУ Обеспечивает реализацию программы

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между родителями и детьми: повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, игры, познавательные беседы, решение эмоционально-нравственных ситуаций, творческие задания, убеждение, поощрение, поручение.

Все используемые методы, как правило, полифункциональны и с их помощью можно решать сразу несколько задач.

На занятиях используется следующие материалы:

  • простой и цветные карандаши;
  • краски, гуашь;
  • цветная и белая бумаги;
  • медицинские палочки для осмотра горла,
  • клей;
  • ножницы;
  • нож для бумаги.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • магнитофон.

3 этап. Заключительно-обобщающий включает мониторинг эффективности занятий, а также корректировку проекта.

Основными приемами отслеживания результатов являются наблюдение за деятельностью детей и родителей. Так же итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и тестирование воспитанников методикой «Моя семья».

Участие родителей в воспитании и развитии своих детей
(по мнению самих родителей)

После проведения занятий (по мере необходимости) необходимо организовать серию индивидуальных консультаций для родителей, в ходе которых будет разработан план дальнейших занятий родителей с ребенком.

Критериями эффективности проведенных занятий можно считать следующие изменения:

  • получение радости и удовольствия от воспитания и развития ребенка;
  • улучшение психологического климата в семье;
  • осознание родителями необходимости разностороннего развития своих детей;
  • обучение родителей навыкам восприятия своего ребенка как индивидуальную личность.

Литература:

  1. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006
  2. Землянская М. Решение семейных конфликтов: Психологический практикум. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво. – СПб., Речь, 2005
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду. – СПб., Речь, 2005.