Конспект урока по теме "Перестановка слагаемых". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Планируемые результаты: учащиеся учатся выполнять вычисления вида +1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования; формируются универсальные учебные действия учащихся;

Оборудование: учебник Моро «Математика» 1 класс, 2 часть; Толковый словарь русского языка Ожегова; памятка-правило «Перестановка слагаемых»; задания для работы в парах; компьютер, проектор; геометрический материал; «Светофоры» по количеству детей в классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.

– Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.

2. Актуализация знаний.

1. Задачи-шутки.

В люстре горело 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, стало гореть 2 лампочки. Сколько лампочек погибло? (4)

С первого куста смородины сняли 4 стакана садовых вредителей, а со второго куста – на 2 меньше. Сколько стаканов садовых вредителей собрали со второго куста смородины? (2)

В понедельник Вова не поделился 2 конфетами с Федей, а во вторник с 3 конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? (1)

2. Логическая разминка.

Работа в парах.

– А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Возьмите из конверта карточку с таблицей. Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру.

(Приложение 1)

(Самопроверка по образцу). Поднимите светофор у кого в паре правильный ответ.

3. Устный счет.

Решите примеры.

5+3=
1+3=
9-4=
7-4=
8-2=
5+4=
4+3=
6-4=

Замените ответы буквами по ключу и прочитайте слово. (Лаборатория)

3 4 5 2 9 4 8 2 9 7 6
                     

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
е о л а б я и т р п

– Что означает это слово? Где мы можем найти значение этого слова?

(Чтение значения слова по Толковому словарю)

4. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю сегодня вам стать ученными работающими в лаборатории. А что будем изучать, вы сейчас узнаете.

Посмотрите на примеры. Что вы заметили?

4+2
3+1
1+4
2+4
1+3
4+1

– Сегодня мы пронаблюдаем за результатами в таких примерах и сделаем научное открытие.

5. Работа по теме.

1. Практическая работа.

Выложите слева 1 синий квадрат. Добавьте к 1 синему квадрату 4красных квадрата. Сколько получилось? (5)

Запишите пример на доске. (1+4=5)

Поменяйте местами квадраты. Сначала положите 4 красных квадратов, а затем добавьте 1 синий квадрат. Сколько получилось? (5)

Запишите пример под первым примером. (4+1=5)

Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)

Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры.

Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?

Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму?

Сравните эти примеры: чем похожи и чем отличаются? (Слагаемые меняются местами, ответ один и тот же)

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте тему урока на стр.14.

– Рассмотрите первый рисунок.

– Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)

– Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3)

Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами)

Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.(3)

Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)

Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.)

Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)

Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику:

№1 стр.14

– Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)

– Как получили второй пример? (Перевернули фишку)

– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)

– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

– Какие выражения легче было решить? ( К большему прибавить меньшее)

№2 стр.14.

– Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

– Запишите решение (4-1=3(с))

– Назовите ответ (Дима прочитал 3 страницы)

– Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

– Запишите решение задачи (4+3=7.)

– Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)

8. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

9. Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с самопроверкой по эталону.

№1-2 стр.8

10. Задание в парах на карточках с проверкой по эталону.

(Приложение 2)

– Проверяем.

– Оцените свою работу.(Светофор).Молодцы.

11. Рефлексия.

Выполните задание на стр. 14 «Проверь себя».

Проверка. Один ученик читает равенства. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет – молчат.

Наша лаборатория заканчивает исследование. Оцените свою работу в лаборатории с помощью «Светофора».

– Кто понял тему?

– Кто может объяснить ошибки товарищам?

10. Подведение итогов урока.

Какой математический закон мы сегодня открыли?

– Какое чувство вы испытали, когда сделали открытие?

– С каким настроением вы работали на уроке?